Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - О тщеславии и гордости
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

О тщеславии и гордости

 

Как змея нектар цветков

превращает в яд, так и

тщеславие все добродетели

превращает в пороки .

Архимандрит Рафаил (Карелин)

 

Православная Церковь относит "тщеславие" и "гор­дость" к смертным грехам. Если, например, сребролюбие, чревоугодие, зависть, блуд у подавляющего боль­шинства людей вызывают негативное отношение, то вышеназванные страсти чаще всего попросту не заме­чают или извиняют. Между тем, по святоотеческому уче­нию, они представляют наиболее серьёзную опасность для духовного и телесного здоровья человека ...

Святые отцы учат разделять наши страсти на душевные и телесные. Если тело нуждается в тепле, пище, одежде, то душа ищет самовыражения, стремится к, известности, славе. Тщеславие и гордость - чисто ду­шевные страсти ...

Поговорим вначале о тщеславии, поскольку гор­дость проистекает из этой страсти. Слово "тщеславие" говорит само за себя - тщетная слава, т.е. временная, скоропреходящая.

Всем наверняка известна сказка про огонь, воду и медные трубы. Она очень поучительна. Человек в жизни может преодолевать самые невероятные пре­пятствия и трудности, но вот пережить власть и сла­ву, чтобы "не прилепиться" к ним душой, - оказывает­ся, самое трудное из всех жизненных испытаний. Это очень хорошо видно на жизненном примере людей творческих профессий. То же можно сказать и в от­ношении политиков.

Биографии многих известных людей показыва­ют, до каких крайних пределов может развиться в че­ловеке страсть тщеславия, или, как её ещё называют, "звёздная болезнь".

- Значит, эта "болезнь" в основном свой­ственна твоpческим личностям?

Тщеславие, если так можно выразиться, универ­сальная страсть. Иной любит красиво и модно оде­ваться и этим тщеславится, а иной ходит в рубище, постится, но превозносится своим подвигом. Однако страсть

и в первом, и во втором случае одна и та же.

К сожалению, мы все в той или иной степени одержимы тщec­лавием., это очень тонкая душевная прелесть. Враг рода человечес­кого постоянно старается развить в нас это нездоровое чувство, и борьба здесь очень трудна. Далеко не каждый может распознать в себе такую, без преувеличения, душевную болезнь. Тем более, что проявления её многоразличны.

Важно понять, что человек может тщеславиться не только по поводу своих достижений и взлётов. Я общался с совершенно опустившимися бомжами и был крайне удивлён, как некоторые из них хвастались по поводу длительности своего проживания на помойках.

- Не секрет, что нам более приятно, когда нас хвалят, чем наоборот. Очевидно, это одно из свойств человечес­кой природы?

- Проблема не в нашем чувственном природном восприятии похвалы или хулы, а в правильном отношении к этому. На­пример, на одинаковую боль два человека реагируют по-разно­му. Один неистово кричит, а другой спокойно, мужественно тер­пит. Почему такое происходит во многом зависит от того, как эти люди бьти воспитаны.

Дело в том, что многие греховные привычки и наклонности мы приобретаем в самом раннем детстве. Очень часто можно наблю­дать такую типичную сценку: один ребёнок с гордостью хвалится перед другим своей игрушкой - вот, мол, у меня какая, а у тебя та­кой нет! К сожалению, родители в абсолютном большинстве не только не пресекают подобные действия, но, наоборот, поощряют. В результате дети вырастают своевольными эгоистами, и родители рано или поздно пожинают горькие плоды.

Неправильное воспитание также способствует тому, что не­которые наши природные особенности или свойства получают гипертрофированное "развитие", формируется духовно ущерб­ная личность, и это, конечно, сказывается на всём образе жизни человека, на его духовном и телесном здоровье.

Святитель Кирилл Туровский повествует об одном землевла­дельце, который искал сторожа, чтобы охранять сад. Причём он стремился найти такого человека, который не соблазнился бы прекрасными спелыми плодами. Долго ему не удавалось осуще­ствить задуманное. Но вот однажды он встретил двух убогих ­слепого и безногого - и предложил им стать охранителями его сада, полагая, что слепой не увидит плодов, а безногий не смо­жет их достать. Когда "сторожа" приступили к своим обязаннос­тям, слепой сказал безногому: "Чувствуешь чудесный аромат зре­лых плодов? Жаль, я не вижу, как они прекрасны".

Безногий ответил: "Неплохо было бы их вкусить?"

Тогда, поразмыслив, они решили так: безногий взобрался на плечи слепого ... и таким способом они нарвали плодов. Хозяин, при­дя посмотреть сад, увидел, что он нарушен и потpебовал у сторожей объяснений. Они долго препирались, но хозяин в конце концов распознал их хитрость и недоброжелательность.

Примерно в таких отношениях, как слепой и безногий, находят­ся душа и тело. Поэтому на Страшном Суде будут судиться не только души, но и тела.

- Каким путём можно преодолеть тщеславие, или какими средствам» "лечить" эту cтpacть?

-В монастыре одному послyшнику поручили читать сино­дики (помянники с именами). Однако он вскоре подошёл к старцу и пожаловался, что при их чтении тщеславится. Старец ответил ему: "Ты, брат, хоть тщеславься, хоть не тщеславься, но синодики читай".

Эту страсть быстро невозможно искоренить. Лекарство от неё нужно искать в нашем святоотеческом наследии.

В житии преподобного Макария Египетского описывается такой отучай. Однажды к преподобному пришёл инок и стал просить совета, как спасти свою душу. Преподобный посовето­вал ему сначала пойти на кладбище и начать хвалить покойни­ков. Когда инок возвратился, старец спросил у него, как отреаги­ровали покойники на похвалу. Инок ответил, что они молчали. Тогда старец послал его второй раз ругать покойников. По воз­вращении на вопрос преподобного последовал тот же ответ. Выслушав инока, старец сказал, чтобы и он поступал так же.

Очень точно и ёмко подобную мысль выразил в одном из своих стихотворений гений русской отовесности Ас. Пушкин: "Хвалу и клевету приемли равнодушно ... "

- Понятно, что нужно бороться с нашими нeздоровыми душевными проявленuями. Но какие при этам у нас должны быть главные жuзненнные ориентиры, направление?

- Один известный врач любил постоянно повторять: "Спе­шите делать добро". Главное - стараться делать добрые дела не ради похвальбы, не для того, чтобы тебе памятник воздвигли, но чтобы жить доброй нравственной жизнью. Прежде всего, вы­шесказанное должно проявляться по отношению к ближним.

Святые отцы также поучали, что если делаешь добро, то каждый раз как бы начинай с нуля, говоря себе, я ещё ничего не сделал доброго - как сказано в Евангелии, чтобы левая ру­ка не знала, что делает правая.

Что можно ещё к этому добавить? Приходишь ли на новую хорошую работу, занимаешься ли делом, которое тебе, быть мо­жет, не по сердцу, во всех случаях необходимо всегда честно по совести исполнять свой долг - будь ты уборщик мусора, сани­тар, врач, инженер ... - кем бы ты ни был ... Такой должен быть главный жизненный принцип. 

- Насколько наша сегодняшняя действительность соотвествует тому, о чём вы говорили?

- К сожалению, сейчас в нашей повседневной жизни

Происходит обратное явление. Всевозможная рекла­ма, развлекательные журналы, многие телевизион­ные передачи направлены на то, чтобы человек захо­тел стать популярным, известным ... Подобным обра­зом искусственно подогревают страсть тщеславия.

Самое страшное, что всё это становится некой жизненной целью - "высокими" ценностями. Человек стремится, чтобы его увидели, узнали, оценили дос­тоинства его дачи, квартиры. Несомненно, одно: это всё - навязанные ложные ценности и очень нездоро­вое явление в нашей жизни. Христианский путь ­совершенно иной ...

 

 

 

 

 


Назад к списку