Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Встреча с Богом
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Встреча с Богом

 Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

 15 февраля - Сретение Господне

Каждый двунадесятый праздник имеет для нас свою эмоциональную окраску, заставляет звучать какие-то особые струны нашей души. Что же ощущаем мы на Сретение Господне?

В этот праздник преобладающим чувством бывает надежда, светлый и твёрдый оптимизм. «Древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5, 17) - эти слова апостола Павла, сказанные позже, лучше и точнее всего подходят именно к Сретению - встрече ветхозаветной и новозаветной истории, поражающей своей предметностью и конкретностью, овеществившейся в принятии святым Симеоном на свои старческие руки родившегося Богомладенца.

К этому моменту мир пришёл к безысходному состоянию, над ним неотвратимо сгущалась тьма. Крепкая когда-то вера израильтян в Единого Бога оскудела и выродилась в фарисейство. Языческий Рим всё глубже погружался в грубый материализм и, имея целый сонм богов, ни в одного из них уже не верил. Люди теряли смысл существования, жизнь стоила дешевле самой мелкой монеты, и многие расставались с ней безо всякого сожаления.

Но вот Встреча. В храм вносят Новорождённого, и Он, беспомощный, лежит на руках праведного старца – «на падение и восстание многих» (Лк. 2,34). И воскресает надежда...

 Блажен был тот дивный старец, который дождался наконец Великой Встречи и был отпущен с миром. Вот бы нам испытать такое блаженство! Не принять Младенца на руки, а хотя бы увидеть происходящее. Но зачем мечтать о неосуществимом? Никому из нас не быть очевидцами этого уникального мига. Изменившая ход событий Встреча состоялась только однажды.

Но постойте, так ли это на самом деле? Минуло тридцать лет, и вышедший из пустыни, чтобы крестить покаявшихся, Иоанн Предтеча в один прекрасный день указал окружающим на приближающегося Незнакомца, воскликнув: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

Разве это не Встреча? И теперь не с одними Симеоном и Анной, а с сотнями людей. А ещё через тридцать лет, уже после казни, Воскресения и Вознесения Христа, первоверховный апостол Петр в глубоком унынии покидает сожжённый Нероном Рим, где начались страшные гонения на последователей Распятого, и исповедовать свою веру стало невозможно. Сопровождаемый юношей Назарием, апостол Петр подходит к городским воротам, и отрясает прах со своих ног. И вдруг...

«Вдруг он упал на колени, с простёртыми руками, а из его уст вырвался крик:

- Христос! Христос!

И он припал к земле, как будто целовал чьи-то стопы. Долго длилось, потом в тишине послышались прерываемые рыданиями слова старца:

- Камо грядеши, Господи? - И до слуха его дошёл грустный и кроткий голос, который говорил:

- Если ты оставил Мой народ, то Я иду в Рим, чтобы паки Меня распяли.

Апостол лежал на земле без движения и слова. Назарию казалось, что он умер или лишился чувств, но Петр, наконец, встал, дрожащими руками поднял свой посох и, ничего не говоря, повернул к семи холмам города.

Юноша, видя это, повторил как эхо:

- Камо грядеши, господин?

- В Рим, - тихо ответил апостол.

И он возвратился».

Что это было, как не Сретение, после которого уныние исчезло из сердца Петра, дух его исполнился бодрости, и он, ни секунды уже не колеблясь, направился навстречу своему мученическому венцу, чтобы войти в самые высокие обители Царства Божия и стать молитвенником за весь людской род.

Итак, поменьшей мере, три встречи. Но все они были в I веке, а случались ли они потом? И могут ли происходить в наше время, две тысячи лет спустя?

Обновляющая сила природы, особенно нашей, русской природы, связана с тем, что на ней лежит печать сотворившего её Бога. Тютчев выразил это дивными стихами:

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Так что, не столь уж обделены мы по сравнению со старцем, вышедшим когда-то встретить принесённого родителями в храм Богомладенца. Таких встреч в нашей жизни множество, и завидовать ему у нас нет причин. Более того, это он должен нам завидовать - ведь помимо неожиданных Встреч, о которых сказано выше, мы имеем возможность сами устроить себе Встречу, когда захотим - причаститься Телу и Крови Христовым. Такой возможности у Симеона ещё не было.


Назад к списку