Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Рождественский пост
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Рождественский пост

 

28 ноября начинается  последний многодневный пост в году. Этот пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется Рождественским, а также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа.

Рождественский пост в православной жизни также изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей на горе Хорив, получил от Бога на каменных скрижалях начертание Закона Божьего - Десять заповедей.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

 Каковы же правила воздержания в Рождественский пост?

Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

 6 января, в Навечерие (канун, Рождественский сочельник) Рождества Христова - сухоядение; если же пришлось на субботу или воскресенье, разрешается растительная пища с растительным маслом. В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. По Церковному Уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво - смесь зёрен пшеницы, мака, ядер грецких орехов, мёда.

 Таким образом, наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 6 января (24 декабря по старому стилю), сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова "сочиво", то же что "коливо", варёные зёрна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества). Таким образом, часть сочельника 6 января (24 декабря по старому стилю) проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера - "по отпусте литургии", которая служится с утра).

 Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что коливо, предложение его в последний день предпраздства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива, а именно - благословение колива для вкушения положено Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего во смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришёл на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью.

Но постясь телесно, полезно вспомнить, что неядение или пищевые ограничения - это всего лишь средство для того, чтобы легче было делать более важные дела: научиться дисциплине подчинения низшего высшему, сберечь средства для помощи нуждающимся, обратить больше внимания молитве, научению заповедей Божиих, испытанию своей совести и молитвенному поиску путей к исправлению своих духовных недостатков.

 Сильнейшее средство для этого исправления – дела милосердия. Без трудов такого рода, вообще невозможно говорить о каком-то богоугодном и не формальном проведении поста. Нет доблести в том, чтобы не есть, она в том, чтобы делать добро. Ведь даже акцент на своих грехах и страстях без служения ближним, помощи им, лишает жизнь христианина сильнейшего средства преодоления своих греховных страстей.


Назад к списку