Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Перенесение из Едессы в Константиполь Нерукотворного Образа Господа Шашего Иисуса Христа (Спас на Холсте)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Перенесение из Едессы в Константиполь Нерукотворного Образа Господа Шашего Иисуса Христа (Спас на Холсте)

29 августа празднуется перене­сение из Едессы в Константино­поль Нерукотворного Образа Господа Нашего Иисуса Христа,  которое произошло в 944 гoду.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать  изображение Божественного учителя . Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не yдавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной 6олезни оставалась на его лице дo прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех житeлей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова « Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай  покло­няться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персид­ский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась пресвятая Богородица и повелела достать из замурован­ной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотвор­ный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подо­бное же  изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распрос­транилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) поже­лал перенести Образ в тогдаш­нюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города.

С великими почестями Неруко­творный образ Спасителя и то письмо; которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (ст. стиль) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой  Богородицы.

У тех, кто видел этот Нерукотворный образ Господень, он неволь­но вызывал благоговение.

В иконе поражали глаза Спасите­ля -живые, блестящие, они пронизывали каждого при6лижаю­щеroся к Образу. Казалось, глаза Спасителя  испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотрев­ший, создавал ось ощущение, что Спаситель смотрит именно, на него каким-то особо приятным и нежным взглядом. 

Многие художники и иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа.

О последующей судьбе  неруко­творного  Образа существует несколько преданий.

По одному - его похитили крестоносцы  во времена их владычества  в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море.

По другим преданиям, Неруко­творный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

 Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый «на керамии» отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути В Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Возможно, разность "преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Hepукотвoрному Образу.

Нерукотворный Образ поме­щался на знаменах русских  войск, ограждая их от врагов.

 В Русской Православной Церкви есть благочестивый  обычай при входе верующего храм читать вместе с другими - молитвами тропарь Нерукотвор­ному Образу Спасителя.

Празднество в честь перенесе­ния Нерукотворного Образа,  совершаемое в поспразднество  Успения, называют третьим у Спасом, "Спасом на холсте".

Особое почитание этого и праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в  иконописании; икона Неруко­творного Образа одна из наибо­лее распространенных.

 

 

 

 

 

 

 

 



Назад к списку