Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - 7-ая неделя по Пасхе святых отцов I Вселенского Собора
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

7-ая неделя по Пасхе святых отцов I Вселенского Собора

 


Седьмая неделя по Пасхе посвящена памяти великих церковных иерархов и богословов, собравшихся в 325 г. в пригороде Константинополя, Никее, для решения важнейших вопросов христианского вероучения, волновавших тогда умы людей. "Собор", по-гречески "Синод", - значит буквально "сходка", "собрание". Сейчас его назвали бы "Всемирным конгрессом", потому что в то время пределы "Вселенной" (Экумены) совпадали с границами Римской империи.

Предыдущие недели Пасхального цикла были связаны с событиями евангельской истории, завершившейся Вознесением. Близок День рождения Всемирного Царства, и сейчас, предваряя его празднование, церковный календарь предлагает почтить память тех, кто отстоял главную истину нашей веры и спас Христианскую Церковь в переломный момент ее бытия.

В начале IV в., после окончания почти трехвекового периода гонений, Церковь обрела свободу проповеди и богослужения. Многочисленные язычники, следуя примеру римского императора Константина I Великого (306-337), стали переходить в христианство, и, поскольку единого церковного вероучения еще не существовало, учения отдельных христианских богословов захватывали иногда значительную часть населения. Одним из них стало "арианство", названное так по имени Ария, священника из Александрии (умер в 336 г.).

Арий считал, что хотя Второе Лицо Святой Троицы, Сын (или Логос, в земном воплощении - Иисус Христос), может быть назван Богом, Он не одной природы с Первым Лицом (Богом Отцом), - не "единосущен" Ему и не "равночестен". Согласно его доктрине, Сын отделен от Отца непреодолимой онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, Его творением, хотя и особым, избранным Творением, Посредником между Богом и миром. Высший Бог - Един и непостижим, а Христос, живший на земле, страдавший, распятый, погребенный и воскресший, - Второй Бог, или Малый Бог.

Вчерашним язычникам учение Ария казалось понятным и здравым. Его поддерживали некоторые императоры, и в течение IV столетия арианство не без успеха боролось за положение господствующей религии Империи. Лишь православный Рим почти не был затронут этой ересью.

На протяжении нескольких десятилетий православие восточного иерарха удостоверялось его церковным общением с папой Римским. Так, св. Афанасий Александрийский, главный оппонент Ария, пять раз отправлявшийся в ссылку за свои убеждения, находил себе прибежище и опору в Риме. Только на II Вселенском соборе, в 381 г., арианство потерпело окончательное поражение (хотя долго еще оставалось официальным исповеданием некоторых варварских королевств, возникших на обломках Империи).

Арий, монах и серьезный богослов, совсем не был тем лубочным "еретиком-злодеем" и врагом Церкви, которого, согласно странной легенде, св. Николай, архиепископ Мир Ликийских, будто бы удостоил во время соборных прений пощечины (видимо, уступая ему теоретически). Напротив, Арий радел о церковном благе и вел себя честно и достойно: не побоявшись императорского гнева, он отказался отречься от своих убеждений (хотя бы притворно, ради спасения) и не подписал соборное определение, как это сделали многие его сторонники, - за что был осужден и отправлен в ссылку.

Арий искренне верил в то, что ему удалось найти точные формулировки и правильно выразить взаимоотношение Лиц Святой Троицы, разрешив неустранимое с точки зрения логики и здравого смысла противоречие в учении о безусловном Единстве Бога, пребывающего одновременно в Трех Лицах. В Одного Бога или в Трех Богов верят христиане? Этот вопрос-нарекание со стороны язычников вовсе не был праздным в то время.

Трагедия Ария, как и трагедия других ересиархов-реформаторов (не только в сфере религиозной!) состоит в том, что они всерьез считают свое единичное мнение безусловно истинным, способным раз и навсегда разрешить те или иные противоречия религиозной или социальной жизни и тем "облагодетельствовать человечество". В своем ослеплении они забывают, что великие тайны мира (тем более - мира Божественного) имеют общечеловеческий, "соборный"(!) характер. Процесс их раскрытия и усвоения бесконечен.

Термин "ересь" переводится как "выбор", "избрание", то есть означает склонность, расположение и предпочтение чего-то одного ради отказа от многого другого. "В слове "ересь", - замечательно поясняет русский мыслитель о. Павел Флоренский, - содержится понятие односторонности, какого-то прямолинейного сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие вселенско, а ересь - по существу своему партийна. Дух секты есть вытекающий отсюда эгоизм, духовная отъединенность: одностороннее положение ставится на основание безусловной истины...".

Учение Ария отрицало то главное, ради чего воплотился и пришел на землю Сын Божий: "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом", - сказал еще во II в. Ириней, епископ Лионский. Существо "спасения" состоит в том, что ни ангел, ни какое-то Высшее Создание, но Сам Бог умалился, чтобы быть одним из нас. Он принял действительную человеческую плоть, Он стал подобен нам во всем, кроме греха; Он до конца - даже до смерти! - отдал Себя людям, чтобы люди смогли реально, а не в мечтах, приобщиться к Его Божественной жизни. Каждому человеку была дарована потенциальная способность к бесконечному совершенствованию и богоуподоблению (обоvжению), которое зримо открывают нам люди, именуемые "святыми". Христос хотел, чтобы человек уже здесь, на земле, ощутил дыхание Вечности, и Он дал ему для этого все.

Отвергнув учение Ария, Никейский Собор утвердил истину равенства природ Бога Отца и Бога Сына, их "единосущие", и тем отстоял самое дорогое в христианстве - Боговоплощение, Богочеловечество. И это не отвлеченная "теорема" философствующего ума, не имеющая отношения к "реальной" жизни, но живая Истина, выстраданная почти двухтысячелетней историей христианства, быть может, самая конкретная и "практическая" из всех, открывшихся нам во Всемирной истории.


Назад к списку