Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Вознесение Господне
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Вознесение Господне

Вознесение принадлежит к двунадесятым праздникам подвижного годового цикла и празднуется в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи. Название праздника  выражает одно из важнейших событий новозаветной истории, - окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни и возвращение в Божественную сферу бытия ("на небо").

Согласно повествованию евангелиста Луки (Книга Деяний Апостольских 1:1-12), Вознесение Господа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима - к востоку от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или Масличная гора). Современные историки датируют его серединой мая 30 года I в. н. э. В чем его смысл и значение для последующих судеб христианской истории?

После страшных испытаний и отчаяния пасхальных дней светлая радость наполнила сердца апостолов. О будущем они едва ли задумывались, - сейчас для них главным было то, что "Господь жив", что Он Воскрес. Да и могли ли они, в основном простые рыбаки, предполагать, что предназначены для всемирной проповеди, для покорения гордой своими легионами и своей культурой Римской империи безвестному Учителю из Галилеи? После Пасхи они разошлись по домам и вернулись к привычным занятиям. Апостолы не знали, что земной путь Мессии уже завершен. Если Он медлит, значит на то есть причины. Нет, они ждали изменений в этом несправедливом мире, ждали наступления Нового Царства. Но какого Царства?

Между тем, Воскресший Христос не раз являл себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в то, что основанное Им на земле Царство не погибнет, но будет пребывать "до скончания века", а они станут его первыми провозвестниками по "всей Вселенной". Во время одного из таких явлений на берегу Тивериадского озера Господь простил апостолу Петру малодушное от Него отречение, вновь подтвердив его главенство среди апостолов. (Тем самым Он указал на будущее главенство в христианском мире Римского престола, - престола апостола Петра, которому он вручил "ключи Царствия Небесного".)

Наконец, собрав их, "за трапезою Он повелел им:

-- Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы уже слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою; а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым.

Поэтому они, сойдясь, спрашивали Его:

- Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Израильское царство?" (Деян 1:4-6).

Обратим внимание, что даже в эти часы и минуты, - последние минуты пребывания вместе с Иисусом Христом, - апостолы далеки от понимания истинного характера основанного Им Мессианского Царства! Они еще питают те лжемессианские, национально-политические иллюзии, которые двумя месяцами ранее исторгали из уст народа восторженные приветствия въезжающему в Иерусалим Царю Иудейскому: "Осанна!" и "благословен Грядущий!", - приветствия, вскоре сменившиеся такими же искренними воплями обманувшейся в своих ожиданиях толпы: "Распни, распни Его!"

"Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, - звучит суровый ответ Учителя. - Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. - Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали:

- Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Тогда они возвратились в Иерусалим... И, придя, взошли в горницу, где и пребывали." (Деян 1:7-11.

Но апостолы не ощутили себя покинутыми и одинокими. Они поняли, что отныне Господь будет жить с ними вечно, и уже никто не в силах их разлучить. Он победил косность и глупость мира, и теперь Ему не страшны ни отречение и предательство заблуждающихся учеников, ни ненависть неблагодарной черни, ни суд Пилата, ни Голгофа... Пройдет еще несколько дней, и они примут удивительный дар, который распахнет перед ними не только двери бедной иерусалимской горницы, но и двери всего мира.

Праздник Вознесения все же окутан легкой грустью: окончилось Первое Пришествие, мы расстаемся с Пасхой. В то же время Вознесение - радостный праздник Божественного везде присутствия в новом мире, навсегда преображенном высшей реальностью Воскресения.

Восточнохристианская иконография Вознесения исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется "во славе" вершить Страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Церковь.


Назад к списку