Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Светлая седмица
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Светлая седмица

 

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Каждый день недели тоже называется светлым: Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу. Конечно же, в Светлую Среду и Пятницу поста нет. Продолжение Праздника Вокресенья. Радость пасхальной ночи — это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем.

На Светлой Седмице «все и всяческая» — Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании Литургии, совершается Крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами. Все Богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских Вратах, так что любой может во всех подробностях наблюдать за священнодействиями. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Во всю Пасхальную седмицу (кончая субботой) начало и конец служб церковных совершается так же, как и в 1-й день.

Каждый день после литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

Во вторник Светлой седмицы происходит особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, в пятницу - в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства - крестный ход на водоемы или водные источники).

В субботу Светлой седмицы после Божественной литургии происходит раздача артоса верующим. В молитве, читаемой над артосом, священник просит Господа подать вкушающим его здравие, исцелить их недуги и болезни. Поэтому молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно - разрезав на небольшие кусочки и вкушая натощак, особенно в болезненном состоянии). В субботу Светлой седмицы, впервые после дня Пасхи, Царские врата в храмах закрываются. 

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (в переводе с греческого - «вместо Пасхи»).

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются ка бы одним днем, принадлежащим вечности, где "времени уже не будет" (Отк. 10, 6).

На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!» Даже когда поднимают телефонную трубку, то не говорят «алло», а говорят «Христос Воскресе!» Весь этот период связан со многими обычаями и традициями, о которых можно было бы очень многое написать и сказать. Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.


Назад к списку