Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Агиасма. Вода Живая.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Агиасма. Вода Живая.

Это звучное и таинственное слово вошло в славянский литургический язык из греческого. Здесь agiasma (буквально «святыня») употребляется в широком значении; в церковно-славянском языке агиасма (с ударением на третьем слоге) обозначает святую воду: «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Но что же такое «святая вода»?

Еще святой Иоанн Златоуст (†407) говорил: «В сей праздник», в память Крещения Христова, коим Он освятил естество вод, около полуночи, все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят ее во весь год. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени; но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». А я сам слышал, что это и теперь совершается. Однажды же мне сообщили, что вода эта не испортилась вот уже сорок пять лет!

(Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова))

Что такое «святая вода»?

Согласно христианскому вероучению, это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие («благодатные») и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужебного действа, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его «водосвятием»; в древнерусском языке встречается термин «водокрещение».

Известно, что почитание воды как одной из основных «творческих стихий» мироздания имеет общерелигиозный характер. Христианство удержало и дополнило символику очистительной воды, получившей особое значение в связи с установлением Самим Иисусом Христом таинства Крещения (Мф. 28,19). У православных христиан особым почитанием пользуется т. н. богоявленская, или крещенская святая вода. Именно эта вода и называется «агиасмой» или даже «великой агиасмой». В то же время встречается и выражение «малая агиасма». В чем же различие?

Водоосвящение «великое» и «малое»

«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после Исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Дело в том, что Православная Церковь различает два вида водоосвящения – «великое» и «малое». Великое водоосвящение непосредственно связано с праздником Богоявления (Крещения Господня), отсюда его другое название – богоявленское, или крещенское водоосвящение. Этот обряд восходит, как предполагают ученые, еще к дохристианскому культу священных вод Нила (согласно источникам, 11 тиби, т. е. 6 января, египтяне приходили к реке, чтобы почерпнуть воды, которой они придавали освящающую силу).

В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды – накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.

Вода, остающаяся после таинства Крещения («крестильная вода»), также именуется «великой агиасмой»; ее, разумеется, не пьют, но с благоговением выливают в «место непопираемое» (Номоканон при Большом Требнике).

В XV–XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть (не дозволено) причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля». Но и сейчас великая агиасма, одна из главных литургических святынь Православной Церкви, употребляется в случае канонических или иных препятствий к причащению Святых Таин. В этом случае Требник предписывает вкушать агиасму натощак, вместе с антидором.

В то же время церковный Устав строго предупреждает тех, кто невольно приравнивает агиасму к Святым Таинам, соблюдая перед ее вкушением литургический пост и отказываясь пить воду в случае принятия пищи. «Известно же буди всем о святей воде. Яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради – не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже (для того) во всяких местах – и скаредных и всюду – кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея!? Но да увеси (познай), яко не вкушения ради ястия (не от принятия пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Типикон. СПб., 1992. Ч. 1. С. 391-392).

О чудесных свойствах богоявленской воды говорит свт. Иоанн Златоуст (†407): «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год <...>. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но <...> целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (О крещении Христа).

Малое водоосвящение совершается 1/14 августа, в день преполовения Пятидесятницы, в дни храмовых праздников и в другое время по желанию верующих или официальным поводам – в храмах, домах, на городских и сельских площадях, в полях. Ему обычно предшествует молебен. Символически это водоосвящение связано с иерусалимской купелью Вифезда («Дом милосердия») у Овчих ворот, в которой ангел «возмущал» воду, придавая ей тем самым исцеляющую силу (Ин. 5, 1–9), и чудом, совершенным Иисусом Христом у Силоамского источника (Ин. 9, 1–11). Малая агиасма также обладает благодатными свойствами и применяется в священных церемониях: при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Она тоже раздается верующим для употребления дома (обычно утром натощак, часто вместе с просфорой).

Определенной разновидностью агиасмы может считаться «родостома», «родостама», «родостамна» (греч. rodostagma – «розовая вода») – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин. 12,3), а Его тайные ученики – все тело Учителя при погребении (Ин. 19, 39–40).

Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Еще припоминается другой случай, рассказанный мне самим очевидцем. В Париже, в Архиерейском соборе, на день Богоявления совершали освящение воды. И при тех же словах из бочки выскочили бесы в видимом образе человека. Это своими глазами видел мой знаемый и друг, писатель П.К.Иванов, человек необычайной религиозности, прежде переживший и многолетнее безбожие.

 (Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова))

Водоосвящение и купание

Сегодня освящается естество вод», – поется за службой водоосвящения. Естественно, христианину хочется не только вкусить агиасму, но все тело освятить погружением в эту преображенную стихию. По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». Современные весельчаки, предававшиеся на святках «национальным излишествам», желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки здравого смысла.

В авторитетном богослужебном пособии (впервые вышло в свет в 1892 г.), читаем: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. <...> Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. <...> Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены». 

Рубан Ю.И. кандидат исторических наук, кандидат богословия

Нет необходимости запасать большие емкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно добавить в нее обычной чистой воды, которая освятится имеющейся богоявленской.

Я расскажу о чудесном видении огня при Крещении. Об этом случае я сам читал в рукописи усопшего епископа (бывшего Благовещенского) Иннокентия (Солотчина). В Алтайском крае нужно было крестить одного язычника. Это было в храме. Крестным отцом был дядя крещаемого.

И вот в то время, когда священник освящал воду в чане и начал говорить слова «Сам и ныне приди и освяти воду сию Духом Твоим Святым», крестный со всею непосредственностью дитяти природы закричал: «Это и со мной было? И со мной было?» Что же он увидел? С купола церкви сошел в воду огонь и как бы растаял в ней... Потом доложили об этом чуде епископу, и он назначил комиссию для обследования совершившегося чуда. В эту комиссию и назначен был архимандрит Иннокентий, впоследствии епископ. Все в точности подтвердилось под присягой.

Следовательно, и теперь при крещении и вообще при освящении воды совершается такое же действие Духа Святого.

 (Из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова))

Православная газета, №2


Назад к списку