Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Над крещеным грех не властвует…
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Над крещеным грех не властвует…

О крещении

Крещение – то событие в жизни человека, ради которого он пришел в мир, дающее ему возможность возродиться к новой жизни. Апостол говорит, что в Крещении человек обретает новую жизнь от воды и Духа.

Но чтобы это действительно свершилось, человек, как мы говорили, должен набраться решимости. Правильнее сказать – исполниться решимости совершенно отречься от всего, что составляет достояние мирского, греховного, безбожного бытия. И если человек сможет отречься, не словами только и даже не умом своим и сердцем, но всем своим существом скажет раз и навсегда «нет» греху и любому делу, в которое его попробует вовлечь сатана, тогда только он ощутит плоды новой жизни.

К несчастью, реально человек сделать этого не может, ведь креститься он приходит с определенным набором привычек, страстей – и не собирается от них отрекаться. Чаще всего об этом никто ему и не говорит, а если и скажут, то он не хочет об этом слушать, а если и расслышал, то на самом деле не обретает в себе решимости действительно отвергнуть свои грехи. Поэтому-то человек ничего не чувствует, а через некоторое время не может и вспомнить, что же с ним в Крещении происходило.

Наиболее яркий образец явивших такую решимость и совершенную отреченность от мира, – это мученики, первые великие отцы преподобные. Очень хорошо известно житие Марии Египетской, на которое мы указывали. Она 17 лет прожила в грехе, неудержимо насыщая им свою жизнь. То есть не то что бы впадая в грех по немощи, а именно захлебываясь этим грехом и не насыщаясь. И вот, отравив все свое существо, осквернив его блудом, изменилась в одно мгновение, решив больше никогда греха не делать. Потом долгие годы, те же 17 лет, грех пытался снова пленить ее тело, душу, ум, все ее существо, но она откуда-то обретала силы, чтобы ему противостоять.

Любой, кто имеет какую-то страстную привычку, понимает, как трудно от нее избавиться, именно потому, что привык же ты к ней! А тут человек, терзаемый такой страшной страстью (страшной потому, что корень ее в самом естестве человеческом), находит силы ей противостоять. Откуда берутся силы? А человек получил благодать, новую жизнь, он был у Креста.

Дух, который был дан Марии в Крещении, ожил в ней, а ее решимость дала возможность этому Духу очистить ее настолько, что плоды ее очищения превосходили даже меру никогда не согрешавших подвижников благочестия. Ее подвиг показывает значение в жизни человека решимости к отречению от греховной жизни. Важно понимать, что это не ее личный подвиг, а дар благодати, источник которой она обрела в собственном сердце: без благодати, без воли Матери Божией, без воли Божией, без того Откровения, которое было явлено ей, когда она приложилась к Животворящему Кресту Господню, ничего бы не произошло.

Дар благодати был получен ею еще когда она пыталась протиснуться в храм Гроба Господня. Ее собственное духовное состояние, ясно показывает житие, было настолько немощно, что она даже не могла понять, чем же она так согрешила, что не может войти в храм. Именно действие благодати ей дало силы. Собственно, все, что потом мы видим в преподобной Марии, это плод благодати. От нее требовались отречение, решимость и терпение, в котором она пребывала до конца, сохраняя верность своему слову, пока совершенно все греховное в ней не умерло.

Читаем дальше VI главу. Апостол Павел говорит: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью».

Грех ничего не может сделать с человеком, крещеным сознательно, с верой, с отречением от мира подходящим ко Крещению. Грех не имеет над крещеным человеком власти – не только сатана над крещеным верующим человеком не имеет власти, в чем мы в последнее время усилиями наших проповедников все-таки утверждаемся, но грех не имеет над человеком власти, если он пришел с верой ко Крещению.

И если мы все-таки грешим после Крещения, надо четко отдавать себе отчет, почему. Мы грешим потому, что хотим этого. А хотим грешить только потому, что любим этот грех. Это единственная причина, по которой человек, с верой приходящий к таинству Крещения, снова впадает в грех.

Потому так и важна Исповедь, ведь в ней все содержание духовной жизни выступает перед нами во всей своей рельефности, во всей своей значимости. Святые отцы много рассказали нам об опыте прохождения этого пути: человек должен увидеть и понять, что грех совершает он потому, что грех любит, – а любит только потому, что не любит Бога, которого он призван любить всем сердцем своим, всем помышлением своим, всей крепостью, всеми силами своими, всем существом своим. Значит, в меру нашей любви к чему-то иному мы не любим Бога, и надо осознать, что мы любим помимо Бога, возненавидеть это, отречься от этого нашего любимого и духовным трудом устремить всего себя к Богу.

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Из "Православной газеты" №27 2013г.

 


Назад к списку