Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Вера - душа народа. 1025 лет Крещения Руси
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Вера - душа народа. 1025 лет Крещения Руси

28 июля – память святого равноапостольного князя Владимира

Благодаря этому великому святому русские стали нацией. Князь Владимир, Владимир Красно Солнышко, в Крещении был наречен Василием. Сын князя Святослава, внук князя Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги, Владимир поначалу был всецело предан язычеству. Узнав, что существуют другие веры, начал тщательно исследовать, какая из них лучше всех. Вот удивительное свойство человеческой души! Душа по природе христианка, она создана Христом, даже если человек индус или дикарь из какого-нибудь племени австралийского. Но в его душе есть Богом заложенная жажда истины, спасения. Можно назвать это религиозным инстинктом.

Иногда религиозное чувство отсутствует. Но не потому, что Бог не дал, а потому, что произошли какие-то изменения души, часто необратимые, и это чувство было потеряно. В этом смысле атеизм – тяжелейшее душевное расстройство. Хотя атеизма в чистом виде не бывает: атеизм – это противление Богу. Бесы – да, атеисты, в том смысле, что они Богу противятся: они видят Его, верят, трепещут, но находятся в оппозиции. А у человеков атеизм какой-то извращенный, он не принимает христианство как истину, но легко отдается суевериям, мифам, совершенно безумной ахинее: что скажет Павел Глоба, что напророчествовала Ванга, и прочая муть. Человек себя считает нерелигиозным, а на самом деле предается дешевой, чернушной религиозности – бесовщине.

Так вот, у князя Владимира было обостренное религиозное чувство; он понимал и как человек, и как отец народа, как руководитель государства, что без веры жизни у народа нет, вера – это душа народа. Какова вера – такой и народ, какова душа, таково и внешнее, и внутреннее.

Удивительно бывает наблюдать за некоторыми девушками, которые рассуждают: «Я так одеваюсь не потому, что хочу кого-то смутить, просто это способ самовыражения». Правильно. Ведь то, во что человек одет, то, как он говорит, как смотрит в глаза, это все выражение души его. Во всех внешних проявлениях – выражение души. И национальный менталитет тоже выражает душу: один народ нагл, другой жаден, третий расчетлив, четвертый хитер, пятый очень предприимчив... Есть такие доминанты в каждом народе; они зависят от души, которая живет в народе, от веры. И князь Владимир четко понимал: какую веру он изберет, таковым и будет его народ.

Князь Владимир для начала выяснил, что посланцы разных вер говорят о себе, о своих представлениях о Боге: «Иудеи, кто ваш Бог? Какова ваша вера?» – «Наш Бог – Творец мира.» – «Где ваш город? Где ваш храм?» – «А города у нас нет, потому что Бог на нас прогневался и рассеял по всему лицу Земли.» – «А как вы можете предлагать мне вашу веру, когда вы сами Богу противитесь?»

Пришли с верой исламской. Очень хорошо рассказывали о порядке, о законе, дошло дело до вина, как говорит предание, – есть такие и такие запреты. Князь этого не принял, душа не согласилась. Греческий монах пришел с картиной Страшного Суда, рассказал, что есть человек, душа, есть Господь, никто не избежит Суда Божия. Князь сказал: хочу быть там, где праведники. Его душа почувствовала здесь вкус истины. Но для закрепления необходимо было убедиться, как живет народ, чем душа народа живет (эту историю мы с детства должны знать). Когда вернулись послы из Византии, побывавшие на богослужении в величественном храме Святой Софии, где сейчас устроены мечеть и музей, то они отвечали, что не знают, где были, – то ли на Небе, то ли на земле. Красота богослужения, красота молитвы к Богу до глубины души потрясла их. Они вернулись, и князь почувствовал веяние благодати Божией.

Потом было взятие Корсуни, ослепление Божественное, промыслительное, как с апостолом Павлом, просвещение души, просвещение очей, исцеление, женитьба на Анне, греческой принцессе, возвращение на родину – и четко взятый курс , о котором он сказал: «Кто мне друг, приходи на Днепр креститься. Кто хочет – с князем, кто не хочет – путь другой, как хочет». Все разговоры, что Русь крещена огнем и мечом, – это мифы, которыми пытаются заполнить неутвержденное сознание. Это был выбор каждого человека – выбор доверия, любви, авторитета личности князя Владимира. Он этот выбор сделал без малодушия, четко, волевым усилием – как руководитель государства взял ответственность на себя и никогда об этом не пожалел. Потому сейчас он у Бога в Царстве Небесном.

Мы, милостью Божией, – страна, давшая миру больше всего святых, страна, где больше всего храмов, у которой прекраснейшая история, нераздельно связанная с Православием. Мы – великая страна с огромным потенциалом, который сокрыт в народном генетическом коде. Только этот потенциал (как каждый дар, талант) можно преумножить, а можно пойти и закопать. Выбор за нами. Огромная благодарность за то, что мы – русские, за то, что мы православные, великому равноапостольному князю Владимиру.

Спаси нас, Господи!

Протоиерей Евгений Попиченко

Из газеты»Православная газета» №27 2013

 


Назад к списку