Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - 12 вопросов о Пятидесятнице. Сергей Худиев
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

12 вопросов о Пятидесятнице. Сергей Худиев

 

23 июня мы будем отмечать один из главных церковных праздников  - пятидесятницу, также называемый Днем Святой Троицы. На пятидесятый день (отсюда и название праздника) после Воскресения Христа и после иудейской Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошел Святой Дух. Одним из Его даров была способность говорить на разных языках для проповеди Евангелия. В чем смысл этого события, и что Писание говорит нам о Святом Духе?

 

1.Почему Пятидесятницу иногда называют Днем Рождения Церкви?

Церковь - это не просто собрание ,верных, а Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как пишет апостол, Ибо, как тело одно имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12-13).

 

2.Можно ли тогда гoвopить - как иногда говорят – о Ветхозаветной Цepкви?

Разумеется, ведь само слово «Церковь» значит «собрание призванных», ветхозаветный народ Божий таким собранием был. Но Пятидесятница знаменует принципиально новый этап в истории спасения и созидание именно как Тела Христова прямым действием Святого духа.

3.Кто такой Святой Дух? Это сила или Личность?

Священное Писание ясно говорит о Святом Дуxе как о Личности: например ­прямо говорит о Себе «Я»: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2); проявляет волю: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28); его возможно оскорбить нашими гре­хами: И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30); Ему возможно солгать, причем солгать Ему - значит солгать Богу (Деян 5:4).

4. Почему Святой Дух не мог быть дарован до смерти и Воскресения Христа?

Во-первых, потому что наш грех раз­делял нас с Богом - и должен был быть искуплен. Во-вторых, потому что Святой Дух затем и дается, чтобы приобщить нас ко Христу, Распятому

и Воскресшему. Мы созданы Богом для того, чтобы познать Его и возрадоваться Ему во веки, чтобы быть вечной, бесконечно счастливой семьей, глава которой - Бог. Мы отпали от своего предназначения в грех, и поэтому мы нуждаемся в спасении. Грех имеет две стороны - вину и порчу. Мы виновны перед Святым Богом, мы совершили (и продолжаем совершать) грехи и беззакония - то, что отвратительно в Его очах, то, что перед судом Правды Божией подлежит осуждению. Как говорит пророк, беззакония ваши про­извели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - без­законием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду (Ис 59:2-3).

Но, хуже того, мы испорчены - ­глубокое повреждение самой нашей природы, вызванное грехом, подтал­кивает нас к новым и новым грехам, и делает нас неспособными, да и неже­лающими исправить свою жизнь. Это можно сравнить с положением нарко­мана: он виновен, поскольку разруша­ет свою жизнь и жизни своих близких, ворует, продает наркотики другим, и совершает другие преступления, чтобы удовлетворить свою болезнен­ную страсть к одурманивающему яду. В то же время он испорчен: болезнь (которая явилась результатом его соб­ственного порочного выбора) глубоко разъела его тело и душу, и он не может сам оставить свой пагубный образ жизни. Он нуждается в помощи, но не может ее получить, поскольку вынуж­ден скрываться, опасаясь заслуженной кары за свои преступления.

Так и все мы, бедные грешники, нуждаемся в помощи Божией для: - того, чтобы исправить нашу жизнь, но не можем войти в общение с Богом из-за осуждения, тяготеющего на нас из-за наших грехов. Из этого безвы­ходного положения, в которое мы сами себя загнали, Бог спасает нас через Иисуса Христа. Безгрешный Сын Божий умирает за наши грехи, «Праведник за неправедных». Как говорит Он сам (и Церковь повторяет это за каждой Литургией), сие есть Кровь Моя Новога Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28). Приходя к Нему с покаянием и верой, мы полностью освобождаемся от осуждения за наши грехи - потому что Он есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29).

Получив прощение и примирив­шись С Богом, мы обретаем все необхо­димое для исправления нашей жизни. Как пишет святитель Филарет, митро­полит Московский, в «Пространном катехизисе», «бесконечной цены и достоинства добровольные страда­ния за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть - есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также без­мерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия пода­вать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью".

Так и все мы, бедные грешники, нуждаемся в помощи Божией для: - того, чтобы исправить нашу жизнь, но не можем войти в общение с Богом из-за осуждения, тяготеющего на нас из-за наших грехов. Из этого безвы­ходного положения, в которое мы сами себя загнали, Бог спасает нас через Иисуса Христа. Безгрешный Сын Божий умирает за наши грехи, «Праведник за неправедных». Как говорит Он сам (и Церковь повторяет это за каждой Литургией), сие есть Кровь Моя Новога Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28). Приходя к Нему с покаянием

и верой, мы полностью освобождаемся от осуждения за наши грехи - пото­му что Он есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1 :29).

Получив прощение и примирив­шись С Богом, мы обретаем все необхо­димое для исправления нашей жизни. Как пишет святитель Филарет, митро­полит Московский, в «Пространном катехизисе», «бесконечной цены и достоинства добровольные страда­ния за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть - есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также без­мерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия пода­вать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом

и смертью».

Но есть и другая причина: Святой дух дается именно затем, чтобы привести нас ко Христу, приобщить нас новой жизни во Христе, помогать нам пребывать во Христе. Все, что делает Святой Дух, сосредоточено на Иисусе Христе. Как говорит Сам Господь, Утешитель же, дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам .... Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26).

5. Во всех ли христианах пребывает Святой Дух, или только в святых?

Во всех; никто не может быть христи­анином без помощи Святого духа: Если же кто духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Святые дают Святому Духу больше возможности действовать - и в них он проявляет Себя явным и часто очевидным для всех образом, но любой человек, в том числе и совсем не святой, становится христианином только по особому дей­ствию Святого духа. Наша вера - это не просто человеческое убеждение, это сверхъестественный дар Бога. Мы не могли бы ни признать в Иисусе Спасителя, ни переменить нашу жизнь, ни даже захотеть этого без помощи Святого духа.

6. Может ли Святой Дух действовать вне Церкви?

До определенных пределов, да - Бог действует в нашей жизни еще до того, как мы присоединимся к Церкви, это то, что иногда называют «при­зывающей благодатью». Но если мы отзываемся на эту благодать, то она приводит нас в Церковь. В самом деле, Святой дух обличает мир в неверии в Господа Иисуса, прославляет Его, напоминает нам то, что сказал Он, а сказал Он, в частности, Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Поэтому, хотя Святой дух и может действовать вне Церкви, Он всегда ведет нас в Церковь.

 

7. Что является признаком истинной Церкви? Вот собрались люди, помолились, и Дух, дышащий где хочет, сошел на них. Они проповедуют и даже имеют (по их словам) знамения и чудеса. Как понять, где истинная Церковь?

Один из признаков истинной Церкви - преемство веры. Церковь основана Господом Иисусом Христом - не в XVI, не в XIX, не в ХХ, а в 1 веке, и с тех пор она существует непрерывно, по Его обетованию: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф 28:20). Это значит, что в любом веке - в I, II,III, IV, V ..... ХХI - мы можем найти одну и ту же Церковь, которая исповедует одну

и ту же веру и совершает одну и ту же Евхаристию. Каждый православный епископ и священник связан с апо­столами через непрерывную цепоч­ку рукоположений. Мы не можем (и никто не может) «переосновать» Церковь заново, мы можем только присоединиться к той, которая осно­вана Христом на Его апостолах.

8. Если Святой Дух подается через рукоположение, не получается ли так, что Его можно «поставить перед фактом», «вынудить» сойти на человека, совершив правильные ритуалы?

Дело обстоит ровно наоборот: это Святой дух устанавливает, каким именно образом Он созидает Церковь и кого выбирает для этого. Со времен апостольских особый дар Святого духа для пастырского слу­жения и совершения Таинств пере­давался именно через рукоположе­ние. Например, апостолы, рукопо­ложив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уве­ровали (Деян 14:23), а апостол Павел увещевает Тимофея возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим 1:6).

 

9. А что если священник (или епископ) - явно недостойный человек? Действует ли через него Святой Дух?

Да. Точно так же, как недостой­ный посланник, который пере­дает вам грамоту от Царя, никак не уничтожает ни ее содержания, ни ее действенности. Бог никогда не лишит искреннего верующего благодати за грехи других людей, в том числе епископов или священ­ников. Человек, который с верой, благоговением и страхом Божиим приступает к Чаше, получает Причастие, даже если чашу держит недостойный священник. Если он исповедуется в грехе и принимает разрешительную молитву, то он прощен Богом независимо от лич­ных качеств священника.

 

10. Могут ли люди, в которых пребывает Святой Дух, грешить или ошибаться?

Святой дух не наделяет отдельно­го христианина безошибочностью; то наставление на всякую истину, о котором говорит Евангелие, носит мягкий, можно сказать, деликатный характер - Святой дух не диктует, а только направляет разум и волю верующего. Это не уничтожает его свободной воли, а значит, возмож­ности ошибаться. Безошибочностью обладает не отдельный христианин, а только Церковь в целом, когда она выражает свое учение на Вселенских Соборах.

Что касается греха, то надо уточнить, о каком именно грехе идет речь. Упорное и сознательное противление воле Божией, наглое и намеренное нарушение Его запо­ведей отторгает человека (впредь до покаяния) от общения со Святым Духом. Однако и те, в ком пребывает Святой Дух, могут совершать грехи по немощи или неведению.

11. Знаком сошествия Святого Духа на апостолов было то, что они начали говорить на многих языках. Почему этого явления больше нет в Православной Церкви?

Потому что это было однократное знамение, которое соответствовало другому событию - смешению язы­ков. В повествовании о Вавилонской башне (Быт 11) говорится о том, как люди в своей гордыне решили возве­сти башню до неба и Господь смешал там язык их, так чтобы один не пони­мал речи другого (Быт 11:7). Смысл этого рассказа в том, что мятеж про­тив Бога приводит к утрате единства человеческого рода, люди разделя­ются на разные племена и народы, которые не понимают друг друга. Весь Ветхий Завет существовало жесткое разделение на Израиль - народ, знав­ший и чтивший Единого Истинного Бога, - и язычников - всех осталь­ных, косневших в почитании идолов. Бывает, впрочем, что и люди, гово­рящие на одном языке, не могут друг друга понять, между ними лежат клас­совые и сословные пропасти ... И вот в День Пятидесятницы Бог Святой Дух приходит, чтобы исцелить все мыслимые между людьми разделения, и воздвигнуть одну Церковь, где будут собраны люди из всех народов и соци­альных слоев. Как об этом говорит святой апостол Павел, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).

12 . В каких знамениях проявляет Себя Святой Дух в жизни православного христианина?

Священное Писание указывает на то, что дары Духа носят, прежде всего, вероисповедный и нравственный характер. Святой Дух обличает нас в грехе, чтобы мы могли покаяться в нем и оставить его; как говорили святые отцы, тот, кто сподобился видеть свои грехи, совершеннее того, кто сподобился видеть ангелов. Святой Дух внушает христианину твердую веру в Господа нашего Иисуса Христа, согласную со свидетельством апостолов. Святой Дух дает твердую надежду на то, что во Христе верую­щие приняты и прощены Богом, как говорит апостол, Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усынов­ления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии (Рим 8:15-16). Святой Дух созидает в членах Церкви нравственные плоды, которые перечисляет апостол Павел в другом послании: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздер­жание (Гал 5:22-23). Хотя Бог может давать Своим святым совершать и чудеса, и знамения, добиваться их не следует. Самое важное знамение присутствия Святого Духа в жизни человека - это искреннее покаяние в грехах, настоящая свобода, правая вера и праведная жизнь, дающая полноту смысла и содержания, вну­треннего удовлетворения и истинного счастья.

 

Сергей Худиев

Перепечатано из журнала"Фома".

 

 

 

 


Назад к списку