Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - От Пасхи до недели Всех Святых. Цветная Триодь*.День за днем.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

От Пасхи до недели Всех Святых. Цветная Триодь*.День за днем.

 

5 мая

ПАСХА Воскресение Христово

 

В ветхозаветную эпоху Пасхой назывался день чудесного избавления израильского народа от египетского рабства. Исход в Землю Обетованную был прообразом того, что Христос Спаситель крестными страда­ниями, смертью и Воскресением избавит человечество от рабства греховного и восстановит разорванную в Эдеме связь человека с Богом. Это - как и Пасха для древних иудеев - самый радостный день христианского календаря, который напоми­нает человеку, что путь к Богу теперь открыт всем благодаря Христу, что жизнь не бес­смысленна. Пасхальная радость - это пред­ощущение той радости, которая полностью явится после второго пришествия Христова и явления Вечного Божьего Царства.

Бoгослужебные особенности.

 Ветхозаветные тексты (псалмы, проро­ческие книги, гимны) либо исключаются полностью, либо заменяются новозавет­ными текстами (фрагментами Евангелий, апостольских посланий). Ночью совер­шается полунощница, заутреня, часы и Литургия Иоанна Златоуста, которые соeдинены в единый чин. Большинство изменяемых элементов богослужения заменяются одним тропарем «Христос вос­кресе из мертвых». Вместо «Трисвятого» поется - «Елицы во Христа крестистеся». Богослужение очень радостное. Все тексты не читаются, а поются. На утрени насто­ятель или правящий архиерей во время совершения канона девять раз переобла­чается в одеяния разных цветов. После Литургии освящаются яйца и пасхальный хлеб - артос. Вплоть до отдания Пасхи наканунe сорокового дня после Пасхи, в этом году - 12 июня) верующие привет­вуются словами «Христос Воскресе!» и отвечают «Воистину воскресе!»

5 - 12 мая

Светлая седмица

По сути, является продолжением Пасхального праздника, который, как и в древнем Израиле, длится целую неделю. Подчеркивается идея радости, обновле­ния, воссоздания падшего мира во Христе Иисусе. Главные мотивы - ликование, веселие, свет. Потому седмица и называется Светлой.

Постовые предписания

От Пасхи до Фоминой недели (воскресе­нья) снимаются все пищевые ограничения. Монахам разрешается вкушать любые про­дукты, кроме мяса. Мирянам можно есть всё. Однако венчать молодоженов не принято, чтобы не смешивать духовную радость о воскресшем Господе с радостью земной.

Богослужебные особенности.

Практически все службы в течение седмицы совершаются по пасхальному чину с сохра­нением большинства пасхальных песно­пений. Иногда в службу вплетаются тексты в честь святых, однако пасхальные прео­бладают. Также начинается пение текстов из Октоиха - одной из основных богослу­жебных книг (она при меняется круглый год, кроме Великого поста). Вплоть до отдания Пасхи вместо гимна «Царю Небесный» поет­ся «Христос воскресе из мертвых, а весь этот период цвет облачения - красный.

12 мая

Неделя 2-я по Пасхе

Фомина

На Литургии читается отрывок Евангелия (Ин 20:19-31), в котором рассказывается о явлении воскресшего Спасителя апостолу Фоме, желавшему своими глазами убедить­ся в истинности Христова Воскресения. Церковь приводит неверие Фомы в пример всем - неверие благое, основанное не на отрицании, а на желании получить прочное утверждение своей веры.

Постовые предписания

От Фоминой недели до праздника Пятидесятницы строгих ограничений в еде нет. По средам и пятницам разрешается рыба. В остальные дни можно есть всё (монахи мяса не едят никогда). Фомина неделя - первый день после Пасхи, когда совершается венчание.

Богослужебные особенности

Службы совершаются привычным поряд­ком. Возобновляется чтение псалмов.

Пасхальных песнопений мало, но они равно присутствуют.

14 мая

Поминовение усопших

Радоница

До этого дня не принято ходить на кладбище, зато на саму Радоницу православные делятся с умершими пасхальной радостью посещают могилы родных, совершают молитвы за них. Эти молитвы - не печальные, а радостные, наполненные ликованием и надеждой на грядущее всеобщее воскресение.

Богослужебные особенности

Служба рядовая, но после Литургии coвершается особенная панихида, где заупокойные молитвы соединяются с пасхальным текстами. Смерть воспринимается в них  как печальный конец, а как светлый переход в Вечность. Праздник этот присущ толь­ко русской церковной традиции (Россия, Украина, Беларусь, часть Польши) и отсут­ствует в практике других Православных Церквей.

19 мая

Неделя 3-я по Пасхе

Жен-мироносиц

В этот день особо вспоминаются святые женщины - ученицы Христа, которые пришли ко гробу Спасителя помазать Его тело дорогим маслом - миром, но не нашли Его там. Церковь почитает подвиг святых женщин, ставя в пример их веру: когда все ученики мужчины в страхе бросили Учителя, миро­носицы мужественно шли вслед Господу. За свою пламенную любовь они сподобились первыми получить весть о Воскресении. В этот день прославляется идея женского служения в Церкви, семье и обществе.

26 мая

Неделя 4-я по Пасхе

О расслабленном

На Литургии читается отрывок Евангелия о исцелении парализованного человека, который целых 38 лет лежал около иерусалим­ской купальни Вифезда. По слову апостола Иоанна ... Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин 5:4). Расслабленный человек тоже мог е исцелиться, окунувшись в чудодейственные воды Вифезды, но за 38 лет никто из окру­жающих так и не захотел ему помочь в этом Иисус исцеляет его одним лишь словом (Ин 5:1-15). В этом эпизоде Церковь видит глу­бокую символику - по сути, каждый из нас в той или иной мере парализован грехом и страстями и не может от них избавиться caм, без помощи Божьей.

29 мая

Среда 4-й седмицы по Пасхе

Преполовение Пятидесятницы

Отмечается на двадцать пятый день от Пасхи, то есть на «полпути» от Пасхи до Пятидесятницы, отсюда и название ­- преполовение (через половину»).

Богослужебные особенности

В текстах этого дня начинают звучать. мотивы Пятидесятницы - развивается тема освящения человека божественной благодатью. Своей кульминации эти мотивы достигнут в день праздник Пятидесятницы - сошествия Святoro на апостолов. Служба совершается по праздничному чину. Положено освящение воды.

2 июня

Неделя 5-я по Пасхе

О самаряныне

Читаемый в этот день евангельский отрывок рассказывает о разговоре Христа женщины - самарянки, которая встретила Его у колодца (Ин 4:5-42). Собеседница Христа, будучи реальным персон евангельской истории, также является обобщенным образом всякого человека, совершившего в своей жизни ошибок, но тем не менее стремя Истине. В этом эпизоде подчерки мысль, что спасение даруется людям через этническую, социальную или культурную принадлежность, а единственно через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего.

9 июня

Неделя 6-я по Пасхе

О слепом

Главное евангельское чтение рассказывает об исцелении Спасителем еле рождения человека (Ин 9:1-38). слепец также является образом человека, приходящего к вере, которому Господь открывает духовные очи. Противопоставляется духовная слепота фарисеев и зрячесть слепца, сумевшего увидеть в Иисусе Бога и Спасителя.

12 июня

Среда 6-й седмицы по Пасхе

Отдание праздника Пасхи

 

 

Последние дни пасхального цикла. Праздник завершается или «отдается», поэтому эта среда так и называется – отдание.

Богослужебные особенности

Последний раз поются пасхальные гимны и тропари. До Пятидесятницы

молитвенные чины начинаются не с молитвы «Царю Небесный», а сразу с «Трисвятого». Существует традиция повторения в этот день пасхальной службы, по оt5разцу богослужения на Светлой седмице.

13 июня

Четверг 6-й седмицы по Пасхе

Вознесение Господне

Воспоминание телесного восшествия Христа в небесную славу Отца, которое про­изошло, согласно Преданию, на 40-й день после Воскресения. Отныне во Христе чело­веческая природа, а с нею - и весь тварный мир, имеет возможность максимального соединения с Богом, которое совершится полностью после Второго при шествия и Страшного суда.

Богослужебные особенности

Структурных отличий богослужения этого дня от служб других дней нет. Цвет облаче­ния - золотистый или белый.

16 июня

Неделя 7-я по Пасхе

Память святых отцов Первого Вселенского собора

 

Церковь чтит память епископов, которые на соборе в 325 году утвердили церковное уче­ние о том, что Христос есть Сын Божий и при этом обладает всей полнотой божественной природы, как и Отец. Данный догмат являет­ся основой вероучения любой христианской Церкви. Не признавать его - значит не быть христианином в принципе.

22 июня

Суббота 7-й недели по Пасхе

Троицкая Вселенская родительская суббота

 

Поминальный день. Церковь молится обо всех христианах, отошедших в Вечность. Богослужебные особенности.

Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупо­койных текстов, но они не унылые, а радост­ные, исполненные надежды на всеобщее Воскресение.

23 июня

Неделя 8-я по Пасхе

Пятидесятница. День Святой Троицы

В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на учеников Христа, кото­рое совершилось на 50-й день после Воскресения. После этого события апосто­лы получили все необходимые благодатные дары для проповеди, совершения Таинств

и осуществления спасительного служения Церкви. Дары эти - мудрость, знание и умение различать духов; вера, способность совершать чудеса и исцеление; пророчест­ва, говорение на разных языках и умение

их понимать. Подобно тому как с даровани­ем Израилю Синайского законодательства

началась история Церкви ветхозаветной, так и с момента сошествия Святого Духа началась история Церкви новозаветной. Также восхваляется Святая Троица и учение о Ней как фундамент христианской веры. Богослужебные особенности

Храмы, как и в древнем Израиле, украшают­ся обильной растительностью - символом духовной жизни, которая нам даруется в Духе Святом. Цвет облачения - зеленый (что бывает очень редко). После Литургии совершается малая вечерня. На ней впер­вые после Пасхи поется гимн Святому Духу «Царю Небесный» и читаются особые коле­нопреклоненные молитвы, обращенные ко всей Троице.

24 июня

Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице

День Святого Духа

 

В этот день особо почитается Третья Ипостась Троицы - Святой Дух.

Постовые предписания

Все седмица - сплошная. Мирянам можно вкушать всё, монахам - всё, кроме мяса.

30 июня

Неделя 1-я по Пятидесятнице

Всех святых

В этот день молитвенно прославляются все святые - люди, угодившие Богу своей жизнью. При этом Церковь вспоминает и тех, чьи имена известны, и тех, чьи имена знает только Господь. По сути, этот праздник - именины всех православных христиан.

Богослужебные особенности

В неделю первую по Пятидесятнице полно­стью прекращается пение текстов из Триоди.

Постовые предписания

С понедельника после Дня всех святых начинается Апостольский (или Петров) пост. Согласно монашескому уставу (миряне обязательно должны посове­товаться с духовником перед тем, как придерживаться его), по понедельникам, средам и пятницам положено сухояде­ние (сырая или моченая пища без масла, соки), по вторникам и четвергам разре­шается вкушение вареной растительной пищи с маслом, а в субботу и воскресе­нье к указанной еде прибавляется рыба. Обычно в приходской практике мирянам разрешается вкушение рыбы во все дни, кроме среды и пятницы.

 

 

 

*Цветная Триодь - богослужебная книга Православной  Церкви, содержащая трехпесенные каноны ("триодос"  по-гречески трипеснцы), откуда и происходит название . Она охватывает период от первого дня Пасхи до Недели Всех Святых, то есть пятьдесят дней, отсюда и ее греческое название "Пентикостарион" (Пятидесятница).

 

text-align:center


Назад к списку