Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Как устроена Страстная
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Как устроена Страстная

 

Еще один чин прощения

Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, вы­росший из поста Крестной Пасхи. В глу­бокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь назы­вается Страстной пятницей. Один из святых отцов 111 века говорит, что Вос­кресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. Были ожесточенные споры и несогласия по этому вопросу, И только на Первом Вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи - Светлое Христово Воскресение. Как празд­новалась Крестная Пасха? Она отме­чалась очень строгим постом, и из это­го поста выросла вся Страстная седмица.

Это означает что пост Страстной седмицы отделен от Великого поста и по смыслу, и по богослужебному строю. Обычно говорят, что Великий пост за­канчивается в пятницу перед Лазаре­вой субботой, но можно считать и по - другому: что Великий пост заканчи­вается в Страстную среду, так как вели­копостное богослужение продолжает­ся в обычном порядке до Страстной среды, а вечером в этот день соверша­ется чин прощения. Такой же точно, как и в Прощеное воскресенье. Это чин прощения именно за Святую четыреде­сятницу. В этом чине прощения приво­дятся слова игумена, обращенные к

братии:.Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей, и во всей Святей четыредесятнице ... » Таким образом, по мысли Постной Триоди, СТрастная сре­да является последним днем Великого поста. Именно поэтому можно считать, что пасхальный пост - СТрастная сед­мица - начинается только со Страст­ного четверга.

Евангельские темы

Но с какого бы дня ни начинали мы считать пост Страстной седмицы, с чет­верга или с понедельника, Страстная седмица - это нечто совершенно от­дельное и особенное. Нужно отметить, что на Страстной седмице Евангелие чи­тается почти на каждой службе суточно­го круга. Не только на больших: вечерня, утреня, литургия, но и на малых - на ча­сах. Почему? В первую очередь потому, что последние дни земной жизни Спаси­теля описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту че­тырех евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что Он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в последние дни. И богослуже­ние СТрастной седмицы дает нам воз­можность провести эти дни как бы вме­сте с Ним, шествуя по Его стопам, слушая Его слова. Таким образом, евангельские чтения и распределены.

Попробуем разобраться, как Господь проводил Свои последние дни. Из Еван­гелия очевидно, что в понедельник, вторник, среду и четверг Он проповедо­вал в Иерусалимском храме. 3атем, ко­гда солнце начинало клониться к закату, он уходил за гopO!!,~MeCTe с учениками. Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром возвращался обрат­IЮ. Так продолжалось четыре дня.

Страстной понедельник, yтpo

Читается Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21: 18-43). Чуду о бес­плодной смоковнице посвящено бого­служение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увиде­ли, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходи­ли в эти часы, но оно глубоко символич­но. По толкованию Постной Триоди, этой бесплодной смоковнице уподобился ев­рейский народ, в котором Господь не на­шел плодов, которые ожидал найти. А в более широком смысле Божьим наро­дом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в насте плоды, кото­рых ожидаеТ? Этот вопрос ставится пе­ред каждым слышащим эти слова.

Страстной понедельник, вечер

Читается отрывок о событии, проис­ходившем за городом, на склоне Еле­онской горы - эсхатологическая бесе­да Господа с учениками (Мф. 24: 3-35). Как известно, Елеонская гора располо­жена напротив древнего Иерусалима, и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Они сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется кам­ня на камне. Тогда это было очень труд­но представить, потому что храм был только недавно отстроен царем Иро­дом. Господь провел с учениками дли­тельную беседу о конце мира. Эта эсха­тологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна. Она про­ходит через все дни Страстной седми­цы. Почему? Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы уче­ники получше запомнили, что будет, ко­гда Он придет во второй раз. Он неод­нократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поют­ся песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь «Се Же­них грядет в полунощи» поется три пер­вых дня. Можно сказать, что евангель­ское чтение понедельника вечера дает эту тему на всю Страстную седмицу.

Страстной вторник, yтpo

Проповедь в Иерусалимском храме (Мф. 22: 15; 23: 39). Господь обличает фарисеев и законников: -Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры ... » - и так восемь раз. -Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете

Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускае­те». Господь обличает фарисеев. Счита­ется, что это событие было во вторник. В ходе проповеди Господь обличал Сво­их недругов.

Страстной вторник, вечер

Большинство притч Господь говорил Своим ученикам наедине. Во вторник на вечерне читаются три притчи, изложе­нные в 25-й главе Евангелия от Матфея. ЭТо притча о десяти девах (Мф. 25: 1-13), о талантах (Мф. 25: 14-30) и о Страшном суде (Мф. 25: 31-46). Все три притчи раз­вивают эсхатологическую тему.

Страстная среда, yтpo

Читается отрывок о событиях, проис­ходивших в среду утром в Иерусалим­ском храме, когда ко Христу приводят некоторых из язычников и Господь гово­рит: .Пришел час прославиться Сыну Че­ловеческому». Его слава вышла за пре­делы Израиля, избранного народа. Слава Господа становится всемирной. И в этот же момент слава Господа явля­ется с Небес - гремит гром, и в нем Сам Господь и его ученики слышат голос Бога Отца: «И прославил, и еще прославлю» (Ин. 12: 17-50). А народ ничего не услы­шал; для него это был просто гром. Так была явлена слава Господа с небес и в мире. Это отрывок о небесной, надмир­ной и одновременно всемирной славе Господа.

Страстная среда, вечер

Вечером в среду читается очень зна­менательное место о помазании Госпо­да миром. атом, как жена-грешница по­мазала миром Его главу и Его ноги и отерла своими волосами. 3десь же го­ворится об Иуде. Очень кратко. Но сопо­ставление очевидно. С одной стороны, грешная женщина, которая совершает подвиг ради любви ко Христу, и Господь говорит ей, что везде, где будет пропо­ведано Евангелие, сказано будет о том, что она сделала. И с другой стороны, Иу­да - предатель, который замыслил ко­варство, пошел к фарисеям и догово­рился предать им Христа. Эти два персонажа противопоставлены друг другу (Мф. 26: 6-16).  

В шести чтениях первых двух дней мы видим, что события утром происхо­дили в Иерусалимском храме или на пу­ти к нему, а вечером - в доме, где Спа­ситель проводил ночь, или по дороге­на склоне горы, где Он с учениками от­дыхал от дневных трудов. Но кроме этих чтений из Евангелия есть и другие. В Церкви существует очень интерес­ный обычай чтения Четвероевангелия на часах. По этому порядку должно быть прочитано почти все Четверо­евангелие в ходе служб часов первых трех дней. Но это очень продолжитель­ное чтение, поэтому в некоторых хра­мах Четвероевангелие начинают чи­тать заранее. Например, с шестой седмицы Великого поста или с четвер­той, а иногда и со второй - по неболь­шому отрывку каждый день. Но чтение Четвероевангелия на часах символич­но именно для дней Страстной седмицы, потому что тот священник, который стоит посередине храма и долгое время читает Евангелие, являет образ Христа. Это при мер символизма в богослуже­нии. Всякий вошедший в это время в храм видит священника, читающего Евангелие. Аналогичным образом лю­бой еврей, входивший в иерусалим­ский храм в те дни, видел Христа пропо­ведующего.

Итак, на Страстной седмице Eвaнгелие читают очень часто. Но, кроме то­го, существуют и другие темы этих дней. Понедельник, как уже говорилось, по­священ бесплодной смоковнице. Но, с другой стороны, понедельник также по­священ ветхозаветному образу Иосифа Прекрасного, которого братья продали в рабство. На Страстной седмице чита­ют не только Евангелие - читают так­же и книги Ветхого Завета. Образ Иоси­фа взят из ветхозаветного чтения. Это рядовое чтение удивительно вписыва­ется в контекст воспоминаемых собы­тий. Иосиф - прямой прообраз Христа, ведь братья продали его в рабство за деньги, и Христа в эти дни продают за деньги. Иосиф дошел до самого дна, он должен был умереть, лежал в темнице и был приговорен, но после этого его вознесли на самую высоту иерархиче­ской лестницы: он становится ближай­шим советником фараона, первым ми­нистром. Что это как не прообраз смерти и воскресения Христа? А что Ио­сиф сделал, после того как стал минист­ром? Спас свою семью от неминуемой смерти. В то время был семилетний го­лод, и его братья пришли в Египет про­сить о помощи. А Господь после Своего Воскресения спасает всех верующих, Свою Церковь.

Страстной четверг, главная Литургия года

Это память Тайной Вечери. Того со­бытия, которое происходило ночью с четверга на пятницу. Тайная Вечеря ­пасхальная трапеза Христа с учениками. Весь день Господь проповедовал в Иеру­салимском храме, а вечером состоялась пасхальная трапеза. Евангельские чте­ния Страстного четверга описывают со­бытия Тайной Вечери. Подробнее всех о Тайной Вечере пишет Евангелист Иоанн. Он записывает всю долгую беседу Хри­ста с учениками, описывает омовение ног. Евангелист Лука также приводит элементы беседы, которых нет у других Евангелистов. А что касается Евангелия Матфея и Марка, они подробно описы­вают то главное, что произошло, а имен­но установление Евхаристии. В Страст­ной четверг Литургия Василия Великого совершается на вечерне, поэтому чте­ние этого составного Евангелия прихо­дится фактически на Литургию. После то­го как Тайная Вечеря завершилась, Господь с учениками ушел в Гефсиман­ский сад, и там происходит Его моление до кровавого пота. Это событие ночного времени. Надо сказать, что для Страст­ной седмицы не существует четкого от­деления одного дня от другого. События непрерывным потоком перетекают друг в друга.

В Церкви много обычаев связано с Великим четвергом. Например, освяще­ние мира, приготовление запасных Даров, раньше еще совершалось омове­ние F1рестола. Почему именно с этой Ли­тургией связано так много традиций? Потому что это главная Литургия года, воспоминание самого установления та­инства.

Чин омовения ног

Этот чин совершается, как правило, во время архиерейского служения. На­пример, Святейший Патриарх Кирилл совершает его ежегодно в Москве. Это происходит после Литургии Великого четверга. По правилам эта Литургия должна совершаться вечером, но на практике ее совершают в первой половине так как   вине дня, и это неверно, так как она яв­ляется символическим изображением самой Тайной Вечери, которая проходи­ла поздним вечером. На это же время приходится и чин омовения ног. По Иеру­салимскому уставу, по которому живет наша Церковь, он совершается после Литургии. В этом действе Христа изобра­жает сам архиерей, а апостолов ­12 священников, среди которых, конеч­но, есть и Иуда, ведь ему тоже Господь омыл ноги. И архиерей омывает ноги си­дящих перед ним священников. При этом читается евангельский текст от Ио­анна: евангельский текст читает прото­диакон, а все реплики произносят ар­хиерей и священники.

Страстная седмица - это древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи

Великая пятница, двенадцать Евангелий

Великая пятница посвящена собы­тиям страданий и распятия Господа на­шего Иисуса Христа. Все службы Страст­ной седмицы имеют иерусалимское происхождение, исэто очень важно для их понимания. Что собой представляло богослужение в древнем Иерусалиме? Это было шествие по святым местам, по Крестному пути. Все богослужение Ве­ликой пятницы и есть духовное шествие по Крестному пути вместе со Христом. В древнем Иерусалиме это шествие продолжалось целую ночь. Такой тип

евангельским чтением, повествующим о распятии, поется светилен Страстно­го четверга: «Разделиша риза моя себе и об одежде моей меташа жреБИЙ', а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, кото­рые были распяты по правую и по ле­вую руку от Господа, поется известное песнопение - светилен Великой пят­ницы: «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи».

Царские часы

Страстная пятница - день строжай­шего поста, литургия в этот день не со­вершается. Вторая служба Страстной пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Тра­диция этого богослужения уходит корня­ми в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константино­польской традиции она соединилась со службой обычных часов. Наименова­ние «Царские часы» она получила в Кон­стантинополе, потому что на этой служ­бе всегда присутствовал император. Часы продолжают ту же тему, которая была ночью на чтении Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы снова воз­вращаемся к тем событиям, только те­перь они изложены уже по четырем Евангелистам.

Плащаница

Третья служба Страстной пятницы ­Великая Вечерня с выносом Плащани­цы. Она совершается на практике имен­но в то время, когда и должна быть - во второй половине дня, после полудня. Ве­черня Страстной пятницы четко делится на две половины. Первая половина ­еще одно воспоминание Страстей, сно­ва читается составное Евангелие о Стра­стях. А вторая половина службы повест­вует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Еванге­лия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу. Но в церковном оби­ходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в тради­цию. Считается почему-то, что день по­гребения - это суббота. И погребением называют утреню Страстной субботы. Но

службы назывался стациональным бо­гослужением, то есть шествием с оста­новками. Стация - это остановка. Та­кое богослужение было чрезвычайно характерно для Иерусалима и, кстати, для Константинополя тоже. Верующие ходили во время службы по городу и его окрестностям.

В Великую пятницу шествие начина­лось на Елеонской горе, затем перехо­дило в пригород Иерусалима, потом в сам город. Во время шествия были ос­тановки: на месте, где был суд у Каиафы, в претории, где был суд Пилата, за­тем шествие приходило на Голгофу. Голгофа - последняя остановка, где звучат все дальнейшие песнопения и чтения. Со временем ко­личество евангельских чтений увеличивалось. Сейчас в нашей Церкви шествий нет, вся служба

читается и поется в од­ном храме. Но это древ­нее стациональное богослужение отра­жено в строе службы Великой пятницы. Позже произошло соединение чина Двенадцати Страстных Евангелий с обычной утреней, что и дало в результа­те наше богослужение, которое назы­вается «Последование святых и спаси­тельных Страстей Господа нашего Иисуса Христа».

На практике служба Двенадцати Евангелий совершается в четверг ве­чером, но задумана была как ночное бдение. Потому что в Иерусалиме это шествие происходило ночью, сразу пос­ле событий Тайной Вечери. И первое чтение (самое длинное чтение во всем православном богослужении) - это прощальная беседа Господа с ученика­ми. Это почти пять глав Евангелия от Иоанна. Второе чтение - моление в Гефсиманском саду и взятие Господа под стражу, третье - суд у Каиафы, чет­вертое - суд у Пилата и так далее: о распятии, о словах, которые Господь го­ворил на Кресте, о том, как Он умирает и, как Его погребают в пещере и прива­ливают к ней камень. На этом последование заканчивается. Оно проводит перед нашим взором весь Крестный путь от Тайной Вечери до погребения Господа в пещере.

Все песнопения, которые поются между чтениями, комментируют сами чтения. Например, перед седьмым евангельским чтением, повествующим о распятии, поется светилен Страстно­го четверга: "Разделиша риза моя себе и об одежде моей меташа жребий», а после восьмого евангельского чтения, повествующего о разбойниках, кото­рые были распяты по правую и по ле­вую руку от Господа, поется известное песнопение - светилен Великой пят­ницы: "Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси Господи».

Царские часы

Страстная пятница - день строжай­шего поста, литургия в этот день не со­вершается. Вторая служба Страстной пятницы называется Царскими часами. Она совершается в пятницу утром. Тра­диция этого богослужения уходит корня­ми в чтения Священного Писания на Голгофе в Иерусалиме. А в константино­польской традиции она соединилась со службой обычных часов. Наименова­ние "Царские часы» она получила в Кон­стантинополе, потому что на этой служ­бе всегда присутствовал император. Часы продолжают ту же тему, которая была ночью на чтении Двенадцати Евангелий. Читаются те же Евангелия, только их уже не двенадцать, а четыре (по количеству часов). Мы снова воз­вращаемся к тем событиям, только те­перь они изложены уже по четырем Евангелистам.

Плащаница

Третья служба Страстной пятницы ­Великая Вечерня с выносом Плащани­цы. Она совершается на практике имен­но в то время, когда и должна быть - во второй половине дня, после полудня. Ве­черня Страстной пятницы четко делится на две половины. Первая половина ­еще одно воспоминание Страстей, сно­ва читается составное Евангелие о Стра­стях. А вторая половина службы повест­вует о погребении Тела Господа во гробе, точно соответствуя тексту Еванге­лия по времени: Господь был погребен вечером в пятницу. НО в церковном оби­ходе существует одна очень досадная ошибка, которая крепко вошла в тради­цию. Считается почему-то, что день по­гребения - это суббота. И погребением называют утреню Страстной субботы. Но в субботу никак не могло происходить никакого погребения. Потому что в суб­боту по иудейским законам любое по­гребальное действие было строжайше запрещено, и это многократно упомина­ется в Евангелии.

В богослужении есть последование, посвященное погребению, это вторая половина вечерни Страстной пятницы. Это событие изображается как вынос Плащаницы. Плащаница - это вышитая или писаная горизонтальная икона Хри­ста, лежащего во Гробе. Ее выносят на вечерне пятницы. Выносят и полагают в центре храма, для поклонения верую­щих. Вынос Плащаницы - это и есть символическое погребение. Это совер­шается во второй половине дня в пятни­цу, т. е. именно в то время, когда это про­исходило по Евангелию, до захода солнца, потому как после захода солнца у иудеев уже начиналась суббота. Этим объясняется спешка, с которой хорони­ли Христа: не успели даже совершить все обряды, не успели как следует пома­зать Его тело благовониями. Почему мироносицы прибежали ко гробу с первы­ми лучами солнца воскресного дня? Они должны были доделать незавершенное.

Утреня Великой субботы, которую по досадному недоразумению называют погребением, несет совершенно иной смысл и имеет другое происхождение. В приходской практике она служится ве­чером в пятницу, хотя была задумана как ночная, но в некоторых монастырях совершается ночью.

Как мы уже упоминали, богослуже­ние в древности носило стациональ­ный характер. То есть в древности ве­рующие почти каждый раз приходили в храм откуда-то. Поэтому все входы все­гда так торжественны: община возвра­щалась в храм после продолжительно­го шествия по городу. Торжественный вход в конце утрени был характерен для Византийского богослужения, но в русской практике он со временем пе­рестал совершаться. А в Великую суб­боту он как раз происходит. Его совер­шает вся община, а священник несет над собой Евангелие и над Евангели­ем - Плащаницу. Плащаница по про­исхождению - евхаристический воз­дух, плат, которым покрывают Чашу и Дискос во время Евхаристии. Когда хо­дили на Крестный ход, из благоговения Евангелие обертывали в этот плат. Позже этот плат стал Плащаницей, ко­торая участвует в службе Великой пят­ницы и Великой субботы. Но главный предмет на этом входе все-таки не Плащаница, а Евангелие. Это вход с Евангелием.

Темы Великой субботы

Это день между Крестной Пасхой Воскресной Пасхой. В богословии cуществует такой термин - пасхальное триденствие. Это Страстная пятница, Великая суббота и Светлое Христово Воскресение, поэтому Пасха в широ­ком смысле это не один день, а три дня. Крестная и Воскресная Пасхи объеди­ненные. А Великая суббота, которая находится между одной Пасхой и дру­гой, в Триоди названа самым важным днем года.

Великая суббота - это день оплаки­вания Христа. Богослужение Великой субботы отчасти построено как плач.

В то же время Великая суббота ­день ожидания Воскресения Христова.

День Великой субботы Господь Иисус Христос телом Своим провел во гробе. И это дает основание для интересней­шей и глубочайшей богословской те­мы - темы Божественного покоя. И в текстах службы Великой субботы она присутствует. Это параллель к событиям сотворения мира. Господь сотворил мир за шесть дней, а седьмой день - суббо­ту - Он провел в покое. В покое от дел творения. Он больше не совершал ника­ких творческих актов. Мир уже был со­творен, и Бог "почил от дел Своих. Седь­мой день творения, в богословском смысле, идет до сих пор. Бог участвует в жизни мира только Своим Промыслом. Потом наступит восьмой день - это жизнь будущего века, после всеобщего воскресения. А Христос называется но­вым Адамом. То, что сделал Христос, это «новое творение». И когда Христос со­вершил дело искупления, совершил Сво­ей смертью на Кресте, Он почил. Провел эту субботу в пещере Гроба, в полном по­кое. Эта параллель с сотворением мира явно проводится в богослужении Вели­кой субботы.

Господь Телом Своим пребывал во Гробе, а душой Он спускался во ад. Гос­подь спустился во ад и вывел оттуда ду­ши умерших праведников. То есть Он "разрушил двери ада. Ведь ад - это ме­сто, где нет Бога. Сойдя во ад, Господь это место уничтожил. Сошествие Христа во ад - тоже тема богослужения Вели­кой субботы.

Кроме того, Великая суббота - это еще и Крещение. То самое, которого ждали оглашенные весь Великий пост.

В древности оно происходило в Вели­кую субботу. За крещением следовала Крещальная литургия: Литургия Вели­кой субботы. Она должна была проис­ходить поздним вечером (самая позд­няя в году), и за ней вскоре вторая Литургия: Пасхальная - рано утром (самая ранняя в году). В нашей практи­ке, к сожалению, Литургия Великой суб­боты совершается слишком рано: в первой половине дня.

На то, что эта Литургия была кре­щальной, указывает чтение пятнадцати паремий на вечерне Великой субботы. Для чего нужно было такое долгое чте­ние отрывков из Ветхого Завета на этой службе? Чтобы Патриарх успел совер­шить крещение оглашенных. А все вер­ные в это время стояли в храме и слуша­ли Писание, ожидая возвращения новокрещеных. Первое песнопение, ко­торое слышали крещаемые по возвращении в храм: «Елицы во Христа крести­теся, во Христа облекостеся» - это в их честь до сих пор поется. Переоблачение в белые одежды в Великую субботу тоже происходит ради крещаемых: они воз­вращаются в храм в белых одеждах, и вся Церковь вместе с ними переоблача­ется в белое.

Великая суббота наполнена вос­кресной радостью. По ходу службы эта радость динамично возрастает. Поется целый ряд воскресных песнопений. Их становится все больше и больше, и в конце они перерастают в саму Пасху. Это и понятно. Ведь на самом деле никто не знает, в какой момент Христос воскрес.

Этого момента никто из христиан не ви­дел. Когда жены-мироносицы прибежа­ли к пещере Гроба с первыми лучами солнца, они увидели, что Гроб пустой. Церковь не знает, когда это произошло, но она ждет этого каждую минуту. Мо­мент начала Пасхи, когда распахивают­ся Царские врата в храмах и звучит «Христос Воскресе из мертвых  , - это не мо­мент Воскресения, это момент, когда они увидели пустой Гроб, момент, когда Церковь узнала о Воскресении. Пас­хальная радость вырастает из недр бо­гослужения Великой субботы, и это, мо­жет быть, самая впечатляющая из многочисленных тем этого дня.

 

 

 

 


Назад к списку