Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Радость Великого поста
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Радость Великого поста

Только в нашем православном обиходе эти дни, предшествующие Пасхе Христовой, уважительно именуются «Великий пост».  И только  православные обозначают в своём языке величие этого ежегодного многодневного события. А язык многое значит! Так и получилось, что только в Православии Великий пост соблюдается по всем законам. Мы постимся строго, значительно, как и подобает накануне самого главного праздника — Воскресения Господня.

На протяжении веков складывалась и традиция богослужений во время Великого поста. Сейчас эта традиция такова: по понедельникам, вторникам и четвергам, если нет праздника, не бывает литургии, а читаются часы и изобразительные; по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных даров; по субботам — обычная Литургия Иоанна Златоуста; по воскресеньям, кроме Вербного, — Литургия Василия Великого. Каждое из шести воскресений посвящено особому воспоминанию.

На первой седмице Великого в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается по частям Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В России службы, соединённые с чтением Великого канона, называли «ефимонами» от искажённого греческого «С нами Бог». В пятницу по заамвонной молитве читается молебный канон великомученику Феодору Тирону и совершается благословение колива, то есть кутьи. Понедельник в народе называется Чистым понедельником, и в сей день принято чистить дом от «духа масленицы»: помыться в бане, надеть на себя всё свежее, то есть встречать пост в чистоте. Первое воскресенье поста — Торжество Православия. Возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а здравствующим верным — «многая лета».

Во вторую неделю Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу.

Третья неделя — Крестопоклонная: после великого славословия на утрене износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным. Следующая, четвёртая, седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда — преполовение Святой Четыредесятницы. От сего дня до Великой Среды на всех Литургиях Преждеосвященных даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому Просвещению», то есть Крещению.

Четвёртая неделя — память преподобного Иоанна Лествичника. В четверг пятой седмицы на утрене читается весь Великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Эта служба имеет название Мариино стояние. В Субботу Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы на утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при Императоре Ираклии.

Пятая неделя — память Марии Египетской, образца истинного покаяния.

Шестая — седмица Ваий, в пяток которой завершается Святая Четыредесятница; суббота — Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота). Шестая Неделя — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник. А затем начинается Страстная седмица.

Воздержание в пище и питье есть только первый шаг в любом посте, в том числе и Великом. Оно, это воздержание, призвано подготовить нас к духовному очищению. К тому, чтобы мысли сосредотачивались не на бренном мирском бытии, а на том вечном, что ждёт нас неминуемо в будущем, после отхода в мир иной. И нисколько не постится тот, кто хоть и строго соблюдает установления в отношении пищи, но сам в эти дни огорчает Господа нелюбовью к окружающим. Такой подобен фарисеям, о которых Спаситель говорит: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и исторгается вон? А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 17—20).

Это сильные слова, хотя только истинно верующим понятна их сила. Если же человек верит лишь в то, что он пришёл из пустоты и уйдёт в безглазую пустоту, ему не понять, зачем надо соблюдать посты.

Но как радостно наблюдать все последние годы рост уважительного отношения к постам! В магазинах стали появляться продукты, на которых обозначено, что они постные. На рынке продавцы жалуются: «Как пост наступает, продажа мяса вдвое падает!» Во многих кафе и ресторанах откроешь карту блюд, а там отдельно обозначено: «Постное меню». И уже редко когда кто-либо с усмешкой посмотрит на тебя, если ты скажешь: «Простите, я это не буду есть, ведь пост...».

Конечно, православных русских пока ещё не так много, как хотелось бы. Но вспомним, сколько десятилетий Русь отпадала от Бога. Путь, по которому блудный сын возвращается к Отцу Небесному, столь же долог.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ

 

 

 

  


Назад к списку