Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - 7 смертных грехов, или сколько Страстей могут нас погубить на самом деле
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

7 смертных грехов, или сколько Страстей могут нас погубить на самом деле

 

 

 

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает Здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

 

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы при родным ее качеством ­так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» В церковнославянском языке как раз и означает - страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-хри­стианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то опре­деление смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воз­зреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный ... .такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утвержда­ется в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр дея­тельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога - это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи - на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, кото­рую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смер­тоносных ловушек. А еще - знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к вра­чевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бед­ственно - когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непро­стительного, кроме греха нераскаянного».

 

СЕМЬ CMEPTHbIX ГРЕХОВ

1 Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других ­одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

... Как узнается гордый и чем исцеляет­ся? Узнается потому, что домогается предпо­чтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смирен­ным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенно­го за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость - самодовольное упоение собственны­ми достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом - от родных и дру­зей. И наконец - от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интере­сует, и лишь в себе самом он видит источник соб­ственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гор­дого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2 Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближ­него, которая < ... > ищеJ не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти ­видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлениЙ. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь нару­жу в виде преступления или конкретного поступ­ка, то разве легче от этого будет самому завист­нику? Ведь> в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не пре­кратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее уто­ление.

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше опреде­ленного часа; другой любит только пресыщать­ся, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать опреде­ленного времени для принятия пищи; не пресы­щаться; довольствоваться всякой самой скром­ной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие - рабство собственному желуд­ку. Оно может проявлять себя не только в без­умном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком раз­личении оттенков вкуса, в предпочтении изы­сканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом - пропасть. Но оба они - рабы сво­его пищевого поведения. И для того, и для дру­гого еда перестала быть средством поддержа­ния жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд

« ... сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучи­ми и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что чеJJовек не в состо­янии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание - удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

5 Гнев

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки есте­ственному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения - все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристой­ные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слуша­ние похабных анекдотов и шуток - все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучи­тельства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесновато­го. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? ... Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев - естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отверже­ния всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке гре­хом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

"Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом поль­зы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное - деньги, пото­му что ими можно всё доставать»,

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его пре­умножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий - все под­вержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а - в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)

"Уныние - это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находит­ся в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с край­ним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассо­гласованности способностей его души, ревностно­сти (эмоционально окрашенного стремления к дей­ствию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является "мотором», который позволяет двигать­ся к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынеш­нее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без "двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся пла­нах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы "тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность - результат отпа­дения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Подготовил Александр ТКАЧЕНКО

Восемь главных страстей по учению святителя Игнатияl Брянчанинова

В XIX веке известный пра­вославный бого­слов и проповед­ник святитель Игнатий Брянчанинов составил спи­сок «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот спи­сок, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкрет­ных проявлений греха.

1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь к плоти - из этого следует самолюбие, неверность Богу).

2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощуще­ния, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блуд­ные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные).

З. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, жела­ние обогатиться, размышление о средствах к обогаще­нию, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысл Божий, пристрастие к раз­личным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосер­дие к нищим, воровство, разбой).

4. Гнев (вспыльчивость, принятие гнев­ных помыслов, мечтание отмщения, воз­мущение сердца яростию, помраче­ние ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, руко­прикладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).

5. Печаль (огорчение, тоска, отсече­ние надежды на Бога, сомнение в обе­тованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетер­пеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).

6. Уныние (леность ко всякому добро­му делу, в особенности к молитве, остав­ление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, праздносло­вие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нера­дение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).

7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастов­ство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправ­дание,прекословие,лицемерие,ложь ,лесть,зависть,уни­жение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава).

8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чте­ние еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал - смерть души).

 


 


Назад к списку