Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - 12 апреля – Великий Четверток
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

12 апреля – Великий Четверток

Великий Четверток посвящен воспоми­нанию событий: Тайной Вечере, во время которой Господь установил Таин­ство Евхаристии и омыл ноги ученикам, ночного моления Христа в Гефсиман­ском саду и, наконец, предательского лобзания Иуды, послужившего знаком для взятия Господа под стражу (Мф 26. 17-56; Мк 14. 12-50; Лк 22. 1-53; Ин 13; 18. 1-11). Великий Четверг, непосред­ственно примыкая к трем главным ДНЯМ церковного года - Великой пятнице, Великой Субботе и Пасхе, приближает­ся к НИМ и по своей значимости.

По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн.

В Великий Четверг вечером на службе чита­ются "Двенадцать Евангелий», то есть 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием, на­чиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воин­ской стражи к Его гробу.

Во время чтения Евангелий все стоят с за­жженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасите­лю. Колокол в это время звонит число, которое соответствует читаемому Евангелию.

Страстные Евангелия:

1) Иоанн 13,31; 18, 1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной Вечери).

2) Иоанн 18, 1-28 (Взятие под стражу Спа­сителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Матфей 26, 57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоанн 18, 28-40; 19, 1-16 (Страдания Го­спода на суде у Пилата).

5) Матфей 27, 3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).

6) Марк 15, 16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

7) Матфей 27, 34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

8) Лука 23,23-49 (Молитва Спасителя за вра­гов и раскаяние благоразумного разбойника).

9) Иоанн 19, 25-37 (Слова Спасителя со Кре­ста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра) .

10) MapK.J5, 43-47 (Снятие тела Господа со Креста).

11) 19, 38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).

12) Матфей 27, 62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

После 8-го Евангелия читается Канон, по­том поется умилительный «Ексапостиларий». В нем вспоминается, как Иисус Христос про­стил разбойника, который был распят вместе с Ним, потому, что в последнюю минуту перед смертью он покаялся. Это песнопение поется раз в году.

После богослужения все подходят к Распя­тию и, сделав три земных поклона, лобызают его и уходят из церкви.

Существует обычай отнести с собой свечу с пламенем (с которым вы простояли всю службу) из церкви и на пороге дверей в свою квартиру, наверху, начертать дымом от огня Крест. Этой же свечой зажигают лампаду перед иконами. Для этого, конечно, нужно приготовить какой-нибудь закрытый от ветра фонарик, который бу­дет безопасно нести домой.

И, когда они ели, и когда прииде час, да придет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин.13, 1), Иисус Христос пришедший исполнить закон, послал своих учеников – Петра и Иоанна - в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою ­самим Телом и Кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью семью учениками в большую, устланную, готовую гор­ницу одного иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, кото­рое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги Своим ученикам. Умыв ноги и возлег­ши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Омовение ног есть первое из событий, вос­поминаемых в Великий Четверг в синаксаре этого дня.

Церковь не только словесно воспоминает омовение ног апостольских, но и по примеру Го­спода и Учителя совершает при богослужении в Четверток особенный обряд священного омо­вения ног. Это Евангельское действие, величе­ственно проповедующее высоту христианского смирения, сохраняется в Православной Церкви с древних времен. Поскольку Сам Господь запо­ведал апостолам творить омовение ног; так же, как Он сотворил, то нет сомнения, что оно на­чалось при апостолах, первых и ревностнейших исполнителях заповедей Господних. На обряд омовения ног в IV веке указывает блж. Августин.

По омовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил И Пасху новую - великое Таинство святейшей Евхаристии.

Установление Таинства святого Причащения и есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий Четверток.

Таинство святого Причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое  воспоминание, с первых времен до настоящих, непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской.

На вечери Господь определенно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его.

Была уже ночь (Ин. 13, 1-30). Прекратив спор Апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий, и, предсказав апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и Свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский - на гору Елеонскую (Лк.22, 24-28; Мф. 26, 30-35).

Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: Посидите тут; пока Я пойду, помолюсь там, и, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время Преображения, начал скорбеть и тосковать. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, - сказал ученикам Своим Богочеловек. Отойдя от них на вержение камня, Он преклонил главу и колена, и молился до кровавого пота, как че­ловек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу Христу явился Ангел с небес и укреплял Его. 80 время молитвы Своей Господь троекратно подходил к Ученикам Своим и говорил им: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели. 

Гефсиманская молитва Иисуса Христа на­ставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы, уте­шающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими стра­даниями и смертью, и в то же время внушения­ми скорбевшим апостолам: бодрствуйте и мо­литесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланно­го от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним навстречу и словами: Аз есмь, которыми Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает пре­дателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф. 26, 36-56; Мк. 14,32-46; Лк. 22, 38-53). Так Господь, являвший в продолжение земной Своей жизни Божественное всемогуще­ство и власть над законами естества, словом:

Аз есмь повергший на землю предателя с на­родом, имевший во власти своей легионы Анге­лов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!

протоиерей Г.С. Дебольский, "Дни Богослужения Православной Церкви»

 

Духовный бисер

За каждой Литургией совершаются два чуда: хлеб и вино обращаются в Тело и Кровь и, обращенные сохраняют свой прежний вид, чтобы оставить с нашей стороны место вере ... Будем веровать, приступая к Трапезе Тела и Крови, и пе­ред этим великим Таинством не будем мудровать, вопрошая: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6, 52).

св. Иннокентий Херсонский

 

 



Назад к списку