Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - 10 апреля - Вторник Страстной седмицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

10 апреля - Вторник Страстной седмицы

 

Вторник Страстной седмицы - один из самых насыщенных глубоким духов­ным смыслом дней богослужебного года. В этот день в храмах читается це­лых четыре главы из Евангелия. Только присутствуя на богослужении, можно понять весь сокровенный смысл и глу­бину событий этого дня, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем уче­никам и народу:

Кесарю кесарево, а Божие Богу (22, 15-22). Ответ Господа саддукеям о воскресении (22, 23-33).

О большей заповеди в законе. Христос, чей' Он Сын? (22, 34-46).

Предостережение от подражания фарисеям (23,1-12).

6бличение книжников и фарисеев (23, 13­22). .   

Предсказание о разрушении храма (24, 1-2). Предсказание о грядущих гонениях (24,3, 13).

Предсказание о последних днях мира (24, 12-26).

Неизвестность последнего суда (24, 36-41). Притча 6 рабе, ожидающем господина (24, 42-51 ).

Притча о десяти девах (25, 1-13). Притча о талантах (25, 14-30). "' О Страшном суде (25, 31-46).

Ночь на вторник Иисус Христос также про­вел в Вифании и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и ста­рейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он ним говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не смели - боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21,46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).

На утрени в Великий Вторник Православная Церковь благовествует о злобе первосвящен­ников и старейшин иудейских против Иисуса Христа. Фарисеи, уже окончательно решившиеся на убийство Христа, не преминули вос­пользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению на­рода, либо стал бы поводом для политиче­ского доноса римским властям. Фарисеи на­чали свою речь удивительно фальшивыми и льстивыми словами: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице» (Мф. 22, 16). Те же люди недавно говорили о Христе: «Он не от Бога» (Ин. 9, 16), «Он обманывает народы» (Ин. 7, 12); но теперь им казалось, что они придума­ли вопрос, который при любом ответе по губит Христа, и льстивыми словами пытались сделать так, чтобы Он не ушел от ответа.

Фарисеи спросили Христа: «как Тебе ка­жется? позволительно ли давать подать кеса­рю, или нет?» (Ин. 8, 49). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель от­ветил «да», то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если «нет», то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус Христос ответил очень му­дро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал Свою знаменитyю фразу: итак отдавайте кеса­рево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Чело­веческое лукавство в очередной раз не смогло противостоять божественной мудрости.

Интриги фарисеев дали повод Спасителю обратиться к народу с очень важной речью. В Своей проповеди Христос указал на те страш­ные изъяны в религиозной жизни израильско­го народа, в первую очередь в отношении его вождей, тех же фарисеев, которые и приведут к тому, что иудеи отвергнут своего истинного Царя и Спасителя и предадут Его на распятие. Надо заметить, что на словах фарисеи дей­ствительно были ревнителями благочестия: они требовали от народа строгого исполнения заповедей Божиих и сами претендовали на то, чтобы быть примером следования Закону. Сам Спаситель призвал Своих слушателей: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делай- те (Мф. 23, 3). Однако подобная ревность пита­лась отнюдь не искренней верой и любовью к Богу, а властолюбием, корыстолюбием, тщес­лавием и лицемерием, т.е. желанием, вместо того чтобы жить подлинной жизнью в Боге, на­деть на себя некую благочестивую маску: за ко­торой можно спрятать свой лик, искореженный слишком человеческими страстями. Соблазн фарисейства угрожает каждому верующему человеку, поэтому Христос так резок в Своих словах к фарисеям.

Непосредственно после обличения фарисе­ев Спаситель предсказывает Своим ученикам судьбу Иерусалима. Указывая на величествен­ные здания Иерусалимского храма, Христос сказал: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено (Мф. 24, 2). Пророчество в точности исполнилось в 70 году по р.х., когда император Тит взял штурмом и разрушил до основания столицу Иудейского царства. Речь о скорбном будущем Иерусалима постепенно переходит к пророчествам о судьбах всего мира и грядущем Втором пришествии Спасителя.

Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Вос­кресения Христова наступит «седьмого дня буря» - кончина мира и Страшный Суд. И необ­ходимо всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом, по­тому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24, 42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последую­щем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа кото­рой тоже никому не дано знать, кроме Бога.

Из Евангельских наставлений, произне­сенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрство­вать и молиться.

Притчей о десяти девах Православная Цер­ковь внушает всегдашнюю готовность к срете­нию небесного Жениха целомудрием, мило­стыней и неотлагательным совершением про­чих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, юродивые же име­ли одно целомудрие, не имея других доброде­телей, а особенно милосердия. В ночь настоя­щей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался клик: Се, Жених грядет. Мудрые при­готовили светильники свои и вошли с Женихом на брак и двери затворились. После приходят и юродивые, которые, не имея у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Же­ниха. Господи, Господи, вопиют они, отверзи нам, но Он отвечает: не вем вас. Сообразно с притчей о десяти девах, преимущественно из­бранной для назидания верующих ~ Великий Вторник, Церковь и в своих священных песно­пениях в этот день побуждает нас к исправле­нию нашего поведения и целомудрию, особен­но представлением внезапного пришествия Христова судить живых и мертвых.

Евангельскую притчу о десяти девах Цер­ковь приводит на память в назидание нам, преимущественно в Великий Вторник, с древ­них времен. О ней упоминает в этот день св. Исидор Пелусиот, живший в начале V века. В VII веке Косьма Маиумский написал для Велико­го Вторника двупеснец, сейчас исполняемый Церковью на утрени в этот день.

Богатство, которым мы владеем и которым призваны приобретать Царство Небесное, на самом деле не наше! Тем более его необхо­димо употреблять на дела добрые. Поэтому в евангельском повествовании нам предлагают­ся два других символа: притче о талантах и про­рочество о Страшном Суде. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника.


Назад к списку