Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Древность и важность Страстной Седмицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Древность и важность Страстной Седмицы

 

 

По царском входе Своем в Иерусалим Иисус Христос до самой смерти Своей еже­дневно бывал во храме Иерусалимском, творя чудеса и преподавая спасительное учение. Во храм Иерусалимский для слушания Господа ежедневно стекался народ с самого утра (Лк. 21, 37-38). Таким образом, дни перед Пас­хой Сам Господь освятил Своим ежедневным пребыванием и Своею всенародною пропове­дью Евангелия во храме Божием и заповедью благоговейной бодрствовать преимуществен­но во дни Страстной Седмицы, в которые эта заповедь произнесена, и, наконец, прославил Своими спасительными страданиями и смер­тью (Лк. 19,47).

 

 

Апостолы, благоговея к великим событиям смерти и воскресения Господа, по вознесении Его на небеса начали праздновать Великую неделю страданий, смерти и воскресения и всем верующим заповедали хранить ее.

Согласно с примером и учением Иисуса Христа, Православная Церковь со времен апо­стольских дни Страстной Седмицы посвящает особенному благоговению и называет Седмицею Страстною и Великою. «Великою она на­зывается, -.:. говорит св. Златоуст, - не пото­му, что дни ее дольше или их больше числом; но потому, что во дни ее совершены Господом нашим великие дела. В эту Великую неделю разрушено долговременное царство дьявола, истреблена смерть, низложен сильный, рас­хищены его орудия, побежден грех, снято проклятие, отверст рай, небо сделалось доступно человекам. Люди соединились с Ангелами, разрушено средостение, преграда удалена, и Бог мира примирил небесное и земное. Поэто­му она называется Великою неделей».

Подобно Господу, ежедневно пред Своими страданиями пребывавшему в храме Иеруса­лимском для молитвы и проповеди Евангелия, 1 и по заповеди и примеру апостолов, древние христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и Евангелия, и по заповеди и примеру апостолов, древние христиане проводили Страстную и Великую неделю с особенным благочестием, каждый день собираясь в храм Божий для молитвы и слушания пастырских поучений.

Евсевий, упоминая о священных бдениях древних христиан в Страстную Седмицу, пове­ствует, что однажды Наркисс, епископ иеруса­лимский, живший в конце II  и начале III века, во время бдения в однy из дней Великой Сед­мицы, по недостатку елея в кадилах, повелел наполнить их водою, которая по благословении от святителя, при влиянии в лампады, боже­ственною силою чудесно превратилась в елей.

Св. Епифаний, архиепископ Кипрский, живший в N веке, говорит: «У нас во дни Страстной Седмицы бывают возлежания на земле, омовения, удручения, сухоядение, мо­литвы, бдения и посты. Иные эту священную Седмицу всю проводят без пищи, иные вкуша­ют в некоторые только дни, а иные вечером».

Св. Златоуст Великую Седмицу называет всенародным праздником, в который «все со­бираются для общественного богослужения, многие усугубляют свои благочестивые подви­ги: иные увеличивают пощение, другие - свя­щенные бдения, иные творят обильнейшyю милостыню, и таковым усердием к благим делам и сугубым благочестием свидетельствуют о великости благодеяний, оказанных нам от Бога. Как в то время, когда Господь воскре­сил Лазаря, все бывшие в Иерусалиме выш­ли в сретение Ему и свидетельствовали, что Он воскресил четверодневного, и это усердие встретивших Господа было доказательством чуда, Им совершенного, - так и настоящее усердие к делам благочестия в Великую Сед­мицу служит свидетельством о великих делах, совершенных в нее Иисусом Христом.

Сегодня исходим мы во сретение Христу не из одного города и не из Иерусалима толь­ко, НО отовсюду во всей вселенной исходят бесчисленные собрания верующих во срете­ние Иисусу, не с пальмовыми ветвями, но с добродетелию, милостынею, человеколюби­ем, постом, слезами, молитвами, бдениями и всяким благочестием».

Посему, кроме ежедневного, участия в об­щественном богослужении, кроме молитвен­ных бдений, доста и других подвигов благо­честия, древние христиане в Великую неделю мучений Господа, Своими спасительными страданиями явившего роду человеческому неизреченные благодеяния, старались быть особенно благотворительны и щедры к ближним, нуждавшимся в помощи. Действительно, богатые в Великую неделю уделяли щедрую милостыню бедным; владельцы давали рабам своим отдохновение от трудов и даже свобо­ду, поступая по духу апостольских правил, внушающих праздновать Страстную неделю всем - рабам и свободным. Цари в эту неде­лю прощали узников, если они виновны быти не в уголовных преступлениях. Места при­сутственные прекращали судопроизводство, считая неприличным на святые и Великие дни страдания и смерти Господа производить дела осуждения и наказания. «Не мы только почи­таем Страстную Седмицу, - беседовал некогда св. Златоуст, - но наши цари, даруя во время ее свободу от дел всем, находящимся в обще­ственной службе, чтобы они в дни Страстной недели, прекратив свои занятия, проводили эти дни в духовном служении Богу».

Таким образом, древние христиане, святя Великую неделю страданий и смерти Господа, с благоговением приготовлялись «поклонити­ся и св. воскресению Его», подобно древним израильтянам, которые пред Пасхою своею совершали обрядовое очищение (Ин. 11,55).

Подражая: первенствующей Церкви, и  Церковь Кафолическая Православная доселе проводит Великую Страстную неделю с осо­бенным благоговением. Вступая в подвиги Страстной Седмицы, Церковь взывает: «От ветвий и ваий, как от божественного празд­ника, в божественный прешедше праздник, стецемся вернии к честному и спасительному таинству Христовых страстей, и Сего видим терпяща за нас страсть вольную».

Богослужение Страстной Седмицы

Приемля живое участие в страданиях Ии­cyca Христа, сообразуясь смерти Его (Флп 3, 10), Святая Церковь в Седмицу страданий и смерти Его облекается в темные одежды, и действия свои согласует со своими печальны­ми воспоминаниями. При Богослужении на Страстную Седмицу Церковь особенно произ­носит благовестия евангелистов.

В целом своем состав богослужения Страстной Седмицы продолжительнее и торжественнее ежедневного великопостного богослужения.

Богослужением Страстной Седмицы Цер­ковь делает нас участниками Крестного пути Христова и призывает нас особенно на подвиг духовноro бодрствования сообразно с запове­дью Господа: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой, и произнесен­ной Господом пред Его страданиями: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лк. 21, 34). Побуждая нас в Страстную Седмицу особенно к духовно­му бодрствованию и деланию добра со Спасителем, Церковь в великие дни этой Седмицы произносит умилительную песнь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Его же обря­щет бдяща: недостоин же паки Его же обрящет унывaюща. Блюди убо, душе моя, не сном отя­готися, да не смерти предана будеши».

Сопровождая Господа на вольные страда­ния и смерть, Церковь на утрене, на Часах и Литургии многократно произносит благовестия евангелистов об Иисусе Христе и этой ра­достной вестью и на крестном пути до Голгофы облегчает верующим следовать за Грядущим на вольную страсть. В первые три дня Страстной недели Церковь постановила благовествовать верующим среди храма на Часах глаголы всех евангелистов о жизни, учении и деяниях Госпо­да, - начинать это благовестие с рождества Его по плоти, продолжать до вольных Его страда­ний и смерти, этим продолжительнейшим бла­говестием о земной жизни Иисуса Христа Цер­ковь всенародно свидетельствует, что Он есть Богочеловек - Ходатай Бога и людей, и что Он пострадал и умер невинно и добровольно для нашего спасения, потому что Его учение и дела, о которых благовествует Евангелие, самые благотворные для людей и должны возбуждать во  всех благоговение и благодарность к Нему.

 Постановление Церкви совершать чтения Евангелия в продолжение первых трех дней Страстной Седмицы восприняло начало свое с древних времен.

Источники: Прот. Г. Дебольский. Дни

Богослужения Православной Церкви. Минск,

2002 (по изданию 1901г.);

Как провести Страстную Седмицу. М.,

Московский Сретенский монастырь, 1997

 

 


 


Назад к списку