Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Готовимся к Великому посту
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Готовимся к Великому посту

 


Как пред начатием брани обыкновенно вооружают и приготовляют воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так Православная Церковь, приближаясь к Великому посту, приготовляет нас, своих духовных воинов, к наступающей духовной брани во дни Великого поста.

Подготовка к Великому посту начинается за пять воскресений до его начала. Атмосфера «светлой печали» начинает  наполнять нашу жизнь задолго до Чистого понедельника – первого дня Великого поста.

Каждая из четырех предшествующих Великому посту седмиц (недель) имеет свое название. Заметим, что слово «неделя» (от церковно-славянском, от слова «не делать», то есть не работать) означает «воскресенье». А календарная неделя на церковно-славянском называется седмица. «Неделя» (воскресенье) – по Церковному Уставу всегда праздник, с которого начинается следующую седмица.

Неделя о мытаре и фарисее

За четыре недели до Великого поста в воскресенье (в 2011г. - 13 февраля) Церковь вспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Об этом можно найти в писаниях отцов Церкви 4 и 5 века - св. Иоанна Златоустаго, Кирилла Александрийского, Астерия Амасийского.

Фарисеи хвалились знанием и исполнением закона устнаго, который по словам их, дан был Моисею вместе с писанием; отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием «вся же дела своя творили, да видими будут пред человеки» (Матф. XXIII, 5); и посему от многих были почитаемы добродетельными и праведниками, и по видимой святости жили отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали много притеснений и неправд, а потому все почитали их грешниками и неправедными. Примером фарисея и мытаря Церковь внушает готовящимся к подвигам поста, молитвы, покаяния и причащения, что исполнением закона и своей праведностью хвалиться не нужно, но при исполнении закона - являть смирение пред Богом и ближними.

В Неделю мытаря и фарисея отменяются два постных дня – среда и пятница – во все дни недели разрешается любая пища. Такое предписание предусматривается Церковью в знак последования христиан примеру смирения мытаря в противоположность самомнению и высокомерию фарисея. Всех готовящихся к Великому посту христиан Церковь предупреждает об опасности неправедного уподобления фарисею.

Неделя о блудном сыне

В следующее воскресенье (в 2011г. - 20 февраля) Церковь вспоминает евангельскую притчу о блудном сыне. «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Далее мы узнаем, как бедствовал младший сын - голодал и нищенствовал, и, дойдя до последнего отчаяния, сказал себе: «Пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже, недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». И что же отец? Простил ли он блудного сына? Он не только простил, но, «побежав, пал ему на шею и целовал его», и сказал « рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его…станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл.15, ст.11-24).

В этой притче Господь по Своей благости и милосердию, для предохранения нас от зла и неразлучных с ним бедствий, ясно открыл нам, что источник жизни святой, достойной и блаженной заключается только в благодатном союзе с Богом.

Повесть о блудном сыне вновь готовит нас к покаянию, ибо образ отца – это образ Спасителя, прощающего всякую человеческую душу, даже опустившуюся до дна, но поднявшуюся через искреннее раскаяние.

Седмица завершается Вселенской родительской (мясопустной) субботой, когда мы поминаем всех от века усопших православных христиан. Скоромный стол во все дни недели, кроме среды и пятницы, сохраняется.

Неделя мясопустная, о Страшном суде.

Итак, третье воскресенье, предшествующее Великому посту (в 2011г. – 27 февраля), посвящено грядущему Страшному Суду Божиему, грехопадению и изгнанию Адама и Евы, положивших своим невоздержанием начало человеческим грехам.

Православная Церковь в неделю Мясопустную, как бы при конце дней и мира, напоминает нам чтением Евангелия этой недели о будущем страшном всеобщем суде живых и мертвых (Матф. XXV, 31 - 46).

Напоминанием о последнем неподкупном страшном суде Православная Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на то, что никто не должен чрезмерно наедяться на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворением ближним.

 Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, коими тело и душа ближнего облегчаются.

Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего страшного суда, Церковь в неделю Мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту: в это воскресение в последний раз можно есть мясо.

Следующая за неделей мясопустной седмица – последняя перед Великим постом. Она называется сырной седмицей, но более известна в народе как масленица. Уже запрещено мясо, но всю неделю (включая среду и пятницу) можно есть рыбу, яйца, масло, сыр, молочные продукты.

Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье)

Последний день перед Великим постом называется Прощеным воскресением (в 2011 г. – 6 марта)

В Прощеное воскресенье Церковь вспоминает изгнание Адама из рая по невоздержанию его, отчего он сокрушался всю жизнь и сделал несчастными нас, потомков его. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы вступить в Великий пост с чистой совестью, «ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений их, то и отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Евангелие от Матфея, гл.6,ст.14-15).

«Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать обильные плоды от своего покаяния, услышьте слово Божие, услышьте завет божий – и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами» (святитель Игнатий Брянчанинов).


Назад к списку