Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - О ОЛИМПИАДЕ-2014. Болеть или не болеть? На вопросы отвечает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

О ОЛИМПИАДЕ-2014. Болеть или не болеть? На вопросы отвечает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

- Мне в жизни приходилось видеть олимпийские объекты, и достаточно известные объекты, связанные с зимним спортом в Европе. Откровенно скажу, без ложного патриотизма: я ничего подобного никогда не видел, ни вживую, ни в видеоматериалах. Это совершенно уникальные спортивные сооружения. Гордость посещает человека, когда он смотрит на то, что за такое короткое время удалось сделать нашим строителям, нашим проектировщикам, тем людям, которые вкладывали средства, и нашему государству. Поэтому чувства очень приподнятые, появляются надежды на успехи. Но даже если, может быть, мы не будем первыми на этой Олимпиаде, все то, что я увидел, дает нам несомненную возможность очень скоро занимать самые высокие места на зимних Олимпиадах. Но я хотел бы пожелать спортсменам, чтобы и эта Олимпиада была для нас успешной.

У Церкви очень тесное взаимодействие со спортом, с его разными видами, мы поддерживаем спортсменов, мы поддерживаем разного рода спортивные соревнования. И все это делается совершенно не случайно. Потому что занятия спортом формируют человеческую личность, формируют внутреннего человека. Без соответствующего внутреннего состояния невозможно выиграть ни одно соревнование. Помимо техники, помимо правильных движений и прочего, что необходимо в зимних и других видах спорта, помимо хороших мышц, помимо хорошей нервной системы, нужна внутренняя, очень мощная волевая установка. А это связано с состоянием человеческого духа. Поэтому глубоко убежден, что замечательная пословица «в здоровом теле — здоровый дух» имеет и обратное прочтение: «здоровый дух — здоровое тело». Поэтому, поскольку Церковь занимается духом человека, то все, что касается спорта, нам очень близко, понятно и, я бы сказал, у очень многих священнослужителей, быть может — у большинства вызывает глубокое уважение самоотверженность, с которой спортсмены готовятся к соревнованиям, и как они эти соревнования проходят.

Каждый раз, когда выезжают делегации на Олимпийские игры, на другие крупные соревнования, наши священнослужители сопутствуют этим делегациям. Значительное число спортсменов, я думаю, что большинство — люди верующие, потому что то, чем они занимаются, очень помогает людям понять присутствие Бога в их жизни. Что такое удача? Вот мы стоим на этом замечательном сооружении — санно-бобслейная трасса. Сотую долю секунды проиграл — и ты уже проиграл первое, второе или третье место. И говорят, что все одинаково подготовлены, но есть некая «удача» — с точки зрения Церкви понятие бессмысленное. Оно рационально не может быть описано. Мы говорим, что в этом зазоре между максимальным напряжением человеческих сил и результатом есть нечто, что может быть заполнено помощью свыше. Поэтому спортсмены, которые прекрасно это знают, и молятся перед стартом. И поэтому поддержка спортсменов на Олимпийских играх и на любых других крупных соревнованиях является нашей пастырской задачей.

…Олимпиада вот какой дух несет: люди чувствуют некую солидарность, увлечение некое общим делом, потом замечательные примеры мужества спортсменов. Ведь оценивают и аплодируют часто даже не спортсмену своей страны, а тому, который действительно блестяще выиграл. В этом смысле психологически преодолевается рознь мира сего. Преодолеваются границы, и подлинный подвиг спортсмена вызывает уважение у тех людей, которые с этим спортсменом не связаны ни национальностью, ни культурой, ни языком. И в этом положительная сторона Олимпиады.

Дай Бог, чтобы Олимпиада привлекла к занятиям спортом побольше детей и подростков. Потому что есть проблемы. Гедонистический образ жизни, который сегодня искусственно насаждается – ешь, пей сколько хочешь, веди себя как хочешь — он изгоняет такое важное понятие, как самоограничение, на церковном языке — аскезу. Аскеза — это и есть самоограничение. И это не только удел тех, кто в пещерах Афонской горы спасается. Без аскезы человек жить не может, без аскезы не может быть внутреннего роста. Спорт непременно налагает на человека огромные самоограничения — по весу, по образу жизни, по состоянию мышц, по состоянию духа. Если человек занимается спортом, очень часто мишура повседневной жизни, которая плохо отражается на духе и теле, провоцируя болезни душевные и телесные, она уходит. Поэтому я считаю, что занятия спортом полезны не только для тела, но и для души человека. А когда это еще сопровождается глубокой верой спортсмена, то это то, что надо.


Назад к списку