Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - МЕДОВЫЙ СПАС. Начало Успенского поста.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

МЕДОВЫЙ СПАС. Начало Успенского поста.

Медовый Спас выпадал на активный период сельскохозяйственных работ, а посему его справляли без особой пышности. Для крестьян в это время главным занятием были не гуляния, а покосы, пахота и посев. И все же, несмотря на большую занятость, существовал целый ряд традиций, которым все равно следовали. Так, с 14 августа начинался строгий двухнедельный Успенский пост, во время которого проходили так называемые сиротские и вдовьи помочи, когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. При этом многого за работу не просили, в большинстве случаев трудились за угощение, а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов. Так и говорили в этом случае:

Ты — за себя, мы — за тебя,

а Христов Спас — за всех за нас!

В Медовый Спас всех угощали медом.

 Люди говорили: «На Первый Спас и нищий медку попробует».

 

На Родине — Медовый Спас.

В церквях — полным-полно народа,

И все, как водится у нас,

Толпятся с баночками меда.

Мальчишка пробует на вкус

Губами капли с крышки липкой...

И Сам Сладчайший Иисус

Глядит на это все с улыбкой!

 

Вот и всё - Медовый Спас.

Плачет сад слезами ягод -

В утешение их припас август нам

От летних тягот.

Скоро, скоро упадёт с ветки

Яблоко большое,

И повалит весь народ

Бога славить всей душею.

За посильные труды,

Что с молитвой не расстались,

За цветущие сады,

Что плодами увенчались.

- Не оставь нас, Боже наш

Ни в морозы, ни в метели

Чтоб не только закрома,

Но и души не пустели!

 В угощении не отказывали никому. А потому уже вечером этого дня толпа ребят и подростков обступала пасеку с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Они приходили получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике, и благодарили хозяина:

Дай, Господи, хозяину многие лета,

Многие лета, долгие годы!

Дай долго жить, Спаса не гневить,

Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

Божьих пчел водить, ярый воск топить

Богу на свечку, хозяину на прибыль,

Дому на приращение,

Малым детушкам на угощение!

Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,

Отца-мать кормить,

малых детушек растить,

Уму-разуму учить!

Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой

Сладко есть, сладко пить,

А и того слаще на белом свете жить!

Дай, Господи, хозяину многие лета!

Кроме освящения меда, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот «на водах». Этот обычай был настолько значимым, что принимали в нем участие и знатные люди, включая царя.

 Духовенство кропило святой «иорданской» водой войска и знамена. А простой люд устремлялся к иордани, где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. А у монастырей и церквей продолжались народные гулянья — чинные, без плясок и без песен, без винопития, т.к. начинался строгий Успенский пост.


Назад к списку