Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - Князь Владимир. 1025 лет Крещения Руси
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

Князь Владимир. 1025 лет Крещения Руси

 

В начале своего княжения в Киеве равноапостольный князь Владимир отличался жестокостью и ревностью к языческой вере. По его приказанию везде ставились идолы и приносились им жертвы. Особенным почетом пользовался идол Перуна, которого чтили как бога грома и молнии. Он находился недалеко от княжеского дворца и украшен был золотом и серебром.

Много жертв приносили богам за победы над врагами, а в начале правления князю Владимиру приходилось часто воевать, чтобы или покорять некоторые отложившиеся племена, или защищаться от нападений соседних народов.

Но недолго языческая вера имела силу в Киеве. Милостивый Бог благоизволил, чтобы страна Российская не погибла совершенно в идолопоклонстве, а просветилась православием и получила путь спасения.

Умный и любознательный, князь Владимир скоро понял, что нужно переменить веру. Могущество Руси, счастливые победы и завоевания, расширившие пределы княжества, а более всего внутреннее устроение князя, его расположение рассуждать о вере привлекали в Киев различных проповедников.

Первыми пришли к Владимиру послы от болгар, живших на Волге, с предложением принять магометанство. На расспросы князя они отвечали: "Веруем в Бога на небесах сущего, а также имеем пророка его Магомета, который дал нам закон обрезываться и не есть мяса свиного и не пить вина; и жен можем иметь сколько пожелаем". Но не понравился князю такой закон.

Наведывались также послы Римского папы, но и они успеха не имели.

После этого приходили евреи, и очень хвалили свой ветхозаветный закон. На вопрос князя Владимира, где их земля и отечество? - евреи отвечали: "Бог разгневался на отцов наших за их грехи, и рассеял по всей земле, так что мы не имеем отечества". Князь на это сказал: "Чего же вы хотите? Не того ли, чтобы и с нами случилось то же самое?", и прогнал их от себя.

И наконец, посетил Владимира проповедник греческий, который много беседовал с князем о христианской вере, и, начав повествование от сотворения мира, объяснил ему все Священное Писание и пророчества о воплощении Христа, Его крестной смерти, воскресении и вознесении на небеса; и в завершение, говоря о будущем воскресении всех умерших и воздаянии праведникам и грешникам, - показал картину Страшного суда, и так сильно подействовал на князя, что тот в умилении воскликнул: "Блаженны стоящие по правую сторону, и горе тем, кто будет по левую". Проповедник отвечал: "Если хочешь получить это блаженство, крестись".

Князь Владимир не решился переменить веру своего народа единолично, а созвал совет бояр. "Каждый хвалит свою веру, - рассудили бояре. - Выбери, княже, умных людей и пошли их к разным народам посмотреть, как они служат Богу, а потом, когда возвратятся, известят тебя и нас, какая вера лучше". Выслушав совет, князь Владимир так и сделал.

Послы побывали повсюду, но более всего пленило их богослужение у греков. "Когда греки ввели нас, -  рассказали послы, - в то место, где служат своему Богу, мы не знали, на небе мы, или на земле, и не можем позабыть того, что видели и слышали". И сказали бояре князю: "Если бы вера греческая не была хороша, то не приняла бы ее твоя бабка  княгиня Ольга, а она была жена весьма мудрая". Так князь Владимир сделал свой выбор.

Но суровому правителю и завоевателю казалось недостойным просить у греков просвещения христианством, он желал и саму веру завоевать мечом. Решено было, собрав войско, идти на землю греческую, и, покорив города, получить учителей христианских.

Прибыв на крымский полуостров, князь осадил город Корсунь, нынешний Херсон; но осада оказалась неудачной, так как город был сильно укреплен. Князь Владимир послал сказать осажденным, что, если сдадутся добровольно, он обещает им помилование; в противном случае пусть не ждут пощады. Однако граждане продолжали упорно защищаться. И все-таки городу пришлось сдаться, из-за измены одного жителя. Он пустил в княжеский стан стрелу с привязанной запиской, в которой извещал, что можно лишить город воды, перекопав на восточной его стороне водопроводные трубы. Владимир, прочтя послание, отдал своим воинам приказ искать водопровод, и вскоре город, лишенный воды, покорился; в него и вошел князь с большим торжеством.

После покорения Херсона князь Владимир направил к греческим царям послов, с требованием сестры их, царевны Анны, себе в жены, угрожая в противном случае завоевать и сам Царьград. Цари отвечали, что могут отдать царевну за князя лишь тогда, когда он примет христианскую веру. Владимир заверил, что готов креститься, и просил вместе с царевною прислать к нему священников. С трудом убедили цари свою сестру согласиться идти замуж за русского князя. "Как в плен иду, - говорила Анна, - лучше бы мне умереть".

Царевна прибыла в Херсон на корабле, вместе со священниками и архиереем Михаилом, где с большой честью была принята князем Владимиром.

Незадолго до этого у князя Владимира разболелись глаза, да так, что он почти совсем ничего не видел. Болезнь навела князя на мысль, что боги наказывают его за измену, но царевна, узнав об этом, послала сказать жениху: "Если хочешь быть здоров, скорее прими крещение". Князь Владимир согласился, и, просвещенный истинами христианскими от епископа, прибывшего с царевною, принял крещение в Софийском храме города Херсона. Во время погружения в купель князь получил чудесное исцеление от слепоты. Вместе с князем крестилась в Херсоне и его дружина. Это было в 988 году по Рождестве Христовом.

Приняв крещение, князь Владимир возвратился в Киев вместе с архиереем и священниками, взяв с собою мощи священномученика Климента Папы Римского, а также священные сосуды, кресты, иконы.

По прибытии в Киев князь первым делом усердно занялся искоренением идолов. Чтобы лучше убедить народ в их бессилии и ничтожестве, Владимир приказал главного бога Перуна свергнуть с холма, привязать к лошадиному хвосту и бить прутьями и палками, а потом бросить в реку Днепр и отталкивать от берега шестами, чтобы не выплыл на берег.

Затем князь решил крестить народ, и в назначенный день повелено было всем собраться к реке, и, сняв одежду, войти в воду, мужчинам отдельно, женщинам отдельно, младенцев держать на руках; а кто не придет и не примет крещения, тот будет врагом князю. Жители Киева беспрекословно исполнили княжескую волю и крестились, рассуждая так: "Если бы эта вера была нехороша, то князь и бояре не приняли бы ее". Священники же, на особо устроенных местах, читали молитвы над группами народа, нарицали имена и приказывали трижды погружаться в воду и произносили над ними имя Святой Троицы, по чину крещения.

При виде такого великого множества крещаемого народа князь Владимир умилился духом и, воздев руки и возведя очи к небу, молился так: "Господи Боже! Сотворивый небо и землю, призри на новокрещенные люди Твоя, и даждь им истинно познать Тебя, истинного Бога, и утверди в православной вере, а мне помоги на видимыя и невидимыя враги, и прослави Имя Твое Пресвятое!"

Так совершилось крещение Руси.

После крещения киевлян великий князь Владимир начал строить храмы. Церкви ставили на местах, где прежде стояли идолы. Так, на холме, где был идол Перуна, выросла церковь во имя святого Василия.

Повелел князь Владимир крестить народ по всей Руси. Сам обходил со священниками города и села, везде уговаривая русичей обратиться к истинному Богу.

Митрополит с епископами, прибывшими из Константинополя, и Добрынею, дядей великого князя Владимира, отправились крестить народ на север от Киева. По преданию, проповедуя Слово Божие, они дошли до Новгорода Великого. Вместе с распространением христианства великий князь Владимир начал насаждать грамотность. Грамотных в то время вовсе не было. Владимир приказал брать "у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное" (брать детей у бояр и знатных людей и отдавать на ученье книжное).

Владимир стал понуждать наших предков переписывать священные книги, потому что без них нельзя было совершать богослужения, а привезенных из Греции и Болгарии не хватало: христиан с каждым днем прибавлялось, храмы строились. По мере распространения на Руси грамотности появлялись у нас русские чтецы, диаконы, священники, епископы.

Спустя некоторое время, в 989 году, Владимир пожелал поставить великолепную церковь, по подобию виденной им в Корсуне, на месте смерти первых мучеников за веру святых Феодора и Иоанна. Строили и украшали этот храм во имя Пресвятой Богородицы зодчие и художники из Греции. В эту церковь князь отдал взятые в Корсуне иконы, священные сосуды и кресты. Когда храм был готов, Владимир, войдя, поразился его величием и сказал: "Господи Боже! Призри на церковь твою сию, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родшия Тя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистая Богородицы". Затем сказал: "Даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть". Поэтому и названа она Десятинною. После освящения церкви Владимир устроил великое пиршество, а нищим и убогим раздал милостыню.

Перед кончиной, сокрушаясь о грехах, князь молился и со светлой надеждой на милость Божию закончил свой жизненный путь.

Наша Церковь причислила князя к лику святых и именует равноапостольным.

Память его совершается 15 (28) июля, в день блаженной кончины. Святые мощи равноапостольного Владимира почивают в Киево-Печерской лавре.

 


Назад к списку