Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца - ЦАРСТВО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Зеленодольское благочиние
Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия

ЦАРСТВО СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Праздник

Вот подошла и Троица, как обыкновенно называ­ют этот праздник у нас в России..... Святая Троица.

Праздник ... Я на несколько минут раньше служ­бы пришёл в храм. На душе было хорошо, тихо, мир­но. Но только что я переступил порог церкви, увидел зелень и ветки, мгновенно настроение поднялось: я почувствовал праздник. И притом большой, вели­кий, один из самых великих даже среди двунадеся­тых праздник.

Душу наполнила праздничная радость. И она не оставляла меня и на весь следующий день. И сам ди­вишься: кажется, и небо то же, и воздух, и храм ... Но - всё иное ... Всё это радует. Почему? Не пото­му, что думаешь о празднике. Нет, и совсем не дума­ешь, - а сердце само радуется.

Лучше всего мне представляется такое сравне­ние: в воздухе тепло разлито, и оно пронизает тебя всего, хотя ты и не думаешь. Так и во время празд­ника: вот мне кажется, будто везде вокруг разлито благоуханное мира, радостное и радующее, «душа улыбается». И даже не хотелось скрывать, и я де­лился со многими этим ощущением - и с братиями, и с сербами-богомольцами.

- С праздником! - весело приветствовал я. И все улыбались, отвечали взаимным приветствием.

- Знаете, - продолжал я им, - ныне особенная радость! - И все соглашались.

А один монах сказал:

- Всё запечатлено Духом святым!!

И истинно так: эта радость от благодати Божией, данной Богом в великий праздник. Именно в этом причина, и мне не нужно доказывать это, - как не доказывают, а просто чувствуют, воспринимают, когда бывает тепло или благоуханно.

А когда началась служба, и потом после запели стихиры, дальше читали канон, то я заметил на себе, что радость совсем была независима от них: лишь некоторые идеи и образы останавливали на себе моё

 внимание, и то больше - умственно; между тем ис­точник радости был не во мне, а вовне. И тут я сно­ва понял, что радость даётся не мне одному, а всем, особым, сверхъестественным способом, от благода­ти. И потому и самые простые люди, почти ничего не понимающие в стихирах, одинаково ощущают существенную радость, различаясь лишь в степени. Вот и я радовался совсем не от стихир. Торжествова­ла душа или в ней что-то торжествовало. И я ещё не разбирался, как должно, в содержании песнопений, однако ж - торжествовал ...

На другой день после Литургии я сказал богомольцам-сербам:

- Дивно! Будто и ныне всё так же, как и вчера; и между тем всё радует!

Они согласились. А один старик крестился и говорил при том:

- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!

И этой радости был отдан весь день ... До самого вечера.

Ветви зеленыe, и трава, и цветы

... В Троицу о значении праздника говорят жи­вая зелень и цветы. Зелень всюду: на стенах, окнах, иконах, на полу ... Цветы в иконах, у святых, у ба­тюшек ... и других живых носителей образа Божия: ведь люди - тоже иконы ...

... Недаром после иконостаса кадят и людям.

И там и здесь воздаётся поклонение Богу во святых и живых. :Конечно, мы давно знаем смысл этой зе­лени и цветов. Это - символ оживотворения мира после Сошествия Святого Духа: люди ожили, вос­кресли, как воскресает весной природа. Души че­ловеческие, прежде бесплодные добрыми делами, теперь расцвели, как цветы. Сердца, прежде гнив­шие мерзкими страстями, ныне благоухают благо­вонием Святого Духа и чистоты. Всё зазеленело, всё расцвело, всё заблагоухало ... Но к этому ещё нужно добавить и более простое, житейское объяснение. Ведь, естественно, припоминается при этом широ­ко распространённый обычай при встрече дорогих или высоких лиц украшать путь зеленью, арками из зелени, букетами цветов.

Почему это? А этим выражается радость души, расцветающей, оживающей при виде любимых лиц.

Так и здесь: если, с одной стороны, зелень говорит об оживляющем действии Духа Божия, то навстречу идёт и радостно оживающая душа человеческая. Это говорит об ответной радости любви людей.

Третье объяснение даётся такое: зелень напоми­нает Мамврийский дуб зелёный, под ветвями которо­го праведный Авраам встретил Пресвятую Троицу.

Можно ещё дать и такое объяснение: Бог есть жизнь, и самая блаженная. В День Троицы людям снова открылась эта жизнь, - открылась истина Пресвятой Троицы, и через это люди призваны к уча­стию в жизни Её, жизни цветущей, прекрасной, как прекрасны цветы.

Н ещё: со времени грехопадения рай был закрыт для людей. В Вознесении он открылся для всех облагодатствованных, освящённых, святых... которые воспользовались уже плодами дела Христова и освятились благодатию Святого Духа. А рай и в житиях святых представляется - и есть - не только место духовной радости, но и духовно-телесной. Там и свои цветы, и свои плоды, и райские деревья ...

Н всё это началось, возвратилось человечеству с Троицына Дня, с пришествия Святого Духа.

Ещё: День Святой Троицы есть день полной по­беды Христа Спасителя над диаволом, день начала освобождения мира из вражьего рабства; а победите­лю в древности возлагались лавровые венки.

Но Христова победа есть наша победа.

Венцы, цветы и венки надеваются невесте и же­ниху, особенно невесте. Ныне, в Троицын День, со обручение души человеческой с Богом через Духа Святого, в таинстве Брака имеющей принести плоды добродетелей. Ныне душа - «не­веста» Христова. И ещё: ныне Сам Царь Небесный венчал главы апостолов в Сионской горнице венца­ми огненными.

А сверх всего этого, венки напоминают о венцах мученических, за Святую Троицу, за Христа, за спа­сение души, во славу Бога ... и Спаситель сначала пострадал на Кресте, а потом прославился ...

 


Назад к списку